кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Ноября
Вторник
FB TW VK OK
каравелла.jpg5bd83ecf91ad7
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
english.jpg510a706cc82c7

Час speak!

15:23 31.01.2013
Люблю вспоминать уроки английского. Никаких шаблонных тем  а-ля «Мой день» или «Моя квартира». Они, скорее, напоминали ток-шоу. «Пусть говорят», - думала наша англичанка. И мы говорили. О том, что было у всех на слуху: выход на экраны «Титаника», смерть принцессы Дианы, победа сборной Франции над Бразилией. А после 11-го класса сдавали экзамен. Хорошо помню, что почти не готовились и совсем не боялись, просто отстрелялись и все. Это было больше десяти лет назад. А затем система профобразования была практически ликвидирована: школы с углубленным изучением иностранных языков стали обычными, в старших классах под этот предмет отвели всего два часа в неделю. Неудивительно, что сегодня выпускники испытывают страх перед будущим экзаменом по иностранному языку. Испытание будет обязательным. Но что еще больше пугает – устным. 

Моя твоя не понимать

Этот экзамен должен стать четвертым за курс общеобразовательной школы. Напомним, что, кроме иностранного языка, одиннадцатиклассники будут сдавать обязательно один из государственных языков (русский или белорусский), математику и один предмет на выбор.

В продаже уже появились пособия для подготовки к экзамену. Известно, что он будет проводиться в три этапа. Первый - собеседование по прочитанному тексту. Второй - собеседование по прослушанному тексту. И третий - неподготовленная беседа на заданную тему (в рамках школьной программы). По итогам этих испытаний и будет выводиться общая отметка.

Еще раз обратим внимание - весь экзамен сдается устно. В принципе, педагогам такой формат работы уже знаком. Единственное, что вызывает у них вопросы, – аудирование: как оно будет проходить?

- Минобразования рекомендует прослушивать текст через наушники, чтобы ребята не мешали друг другу, - поясняет замначальника управления образования облисполкома Ирина Човжик. - Для этих целей вовсе не обязательны так называемые лингафонные кабинеты, как думают многие. Аудирование можно провести в любом компьютерном классе. Благо оргтехникой сегодня обеспечены все школы области, в том числе и сельские. Так что трудностей не должно быть!

- А вот насколько сложно будет детям сдать этот экзамен, сказать пока трудно, - продолжает Ирина Васильевна. - Можно говорить о том, вкусно блюдо или нет, только когда его попробуешь. Так и здесь. В общем, уровень подготовки школьников неплохой. Если судить по результатам олимпиад, грамматику дети знают очень даже хорошо, а вот говорить с пониманием на иностранном языке им пока еще тяжело...

В Минобразовании не раз подчеркивали главную цель этого экзамена – «развязать языки» школьникам, чтобы они на выпуске свободно и непринужденно говорили как минимум на одном иностранном языке. Ведь сегодня это уже не просто хороший тон - это жизненная необходимость. Причем знания могут пригодиться не только во время отдыха за границей. Утвердительный ответ на «Ду ю спик инглиш?» все чаще становится определяющим при устройстве на работу.

Говорите – вас слушают...

Говорить, говорить и еще раз говорить! Это главный совет, который дают все без исключения педагоги в помощь своим ученикам. Только так, отложив учебники в сторону и по максимуму развивая свои коммуникативные навыки, можно подготовиться к испытанию.

Сегодня учителя стараются построить свои занятия таким образом, чтобы за сорок пять минут смог ответить абсолютно каждый ученик. С этой целью три года назад классы снова, как это было раньше, поделили не на две, а на три группы, чтобы в каждой было не больше десяти человек. С того же времени в учебных заведениях был введен и дополнительный час иностранного языка – с четкой оговоркой: «для обучения разговорной речи». Таким образом, в обычных школах иностранный язык теперь изучается с 3-го по 11-й класс 3 часа в неделю. В филологических классах гимназий и лицеев – на два часа больше. Помимо дополнительного урока, во многих учебных заведениях были введены и специальные факультативы, особенно в 10 - 11-х классах.

Но что же вышло на практике? Мы решили поинтересоваться у тех, кому уже через пару месяцев предстоит сдавать экзамен. Заглянули на переменке в одну из брестских школ (сразу скажем – самую обычную, никогда не специализировавшуюся на углубленном изучении языков). Результаты опроса не порадовали.

- Отношения с языком у нас складываются, как в известном анекдоте: «Вы по-английски говорите?» – «Только со словарем». – «А что, с людьми стесняетесь?»... Даже не представляю, как будем сдавать этот экзамен! Вроде бы готовимся, я даже начала самостоятельно учить какие-то темы, - а толку? Свободно и легко вести беседу на английском лично я не могу, а это одно из обязательных требований, - одиннадцатиклассница Алина, кстати, отличница, очень переживает по поводу предстоящего испытания. И в своих страхах девушка не одинока. Ведь на этом экзамене не помогут ни зубрежка, ни подсказки, ни шпаргалки...

- Всем классом мы закупили пособия для подготовки к экзамену по иностранному языку, - говорит Александра. – Многие из нас дополнительно ходят на факультатив, где мы гораздо чаще, чем на обычном уроке, составляем диалоги, иногда смотрим фильмы на английском, занимаемся аудированием... Все это, конечно, хорошо. Но создается такое ощущение, что сейчас мы пытаемся вскочить в последний вагон... А чем занимались раньше? Почему нельзя было начать нас готовить к этому испытанию не год и не два назад?

- Мне кажется, наши школы еще не совсем готовы к устному экзамену, - считает Александр. - Нельзя за три часа в неделю выучить иностранный язык настолько, чтобы бегло на нем говорить... Тем более тесты по грамматике, сочинения никто не отменял. Мы слишком много времени тратим на ненужные вещи вместо того, чтобы заниматься тем, что нам реально пригодится в жизни. Мне очень нравится идея нашего министерства научить всех школьников говорить на иностранном языке без словаря. Только рано еще, повторюсь, проверять наши знания на экзаменах!

Берите выше!

А вот в гимназиях, лицеях и некоторых бывших специализированных школах эту ситуацию так не драматизируют. Когда в 2008 году понятие «профобразование» ушло, эти учебные заведения не торопились снижать планку. Здесь по-прежнему изучают иностранные языки на повышенном уровне. Традиции такого преподавания сохраняются за счет факультативов, считает Ирина Човжик.

- Это подтверждают хотя бы те же олимпиады, - отмечает она. - Возьмем для примера Брест. Школы №№ 7, 9, 15, гимназия № 5, как и прежде, до сих пор находятся в выигрышном положении. Их ученики традиционно показывают высокие результаты на областных и республиканских олимпиадах...

Нынешний учебный год для пятой гимназии, где на повышенном уровне изучают три иностранных языка, не стал исключением. На областной олимпиаде она собрала богатый урожай наград: пять дипломов по испанскому, четыре – по английскому, два – по немецкому. Сейчас ученики готовятся к республиканским соревнованиям.

- Нашей гимназии, несмотря на образовательные реформы, удалось сохранить свой профиль – филологический, - рассказывает замдиректора по учебной работе, учитель испанского и английского языков гимназии № 5 Алина Руденко. – Иностранный язык наши ученики начинают изучать не с третьего класса, как в общеобразовательной школе, а с первого – на факультативах или же на платной основе.

С 5 по 11 классы на изучение иностранного языка здесь отведено пять часов в неделю, не говоря уже про факультативы, - в гимназии преподается множество дополнительных курсов: «Страноведение», «Зарубежная литература», «Коммуникативная грамматика», «Лексико-грамматический практикум» и другие.

На факультативах ребята имеют возможность изучать и второй иностранный язык. Те, кто учит испанский, чаще всего выбирают в качестве второго английский. Популярен также польский. А несколько лет назад в гимназии преподавали еще и китайский (он был тоже очень востребованным!). Правда, теперь уроки китайского уже не дают. По объективной причине – ждут, когда появится учитель...

- Если откровенно, то наши ученики не боятся этого экзамена, - говорит Алина Александровна. – У них очень большая коммуникативная практика. Наши дети постоянно общаются с носителями языка – причем не только по переписке или в скайпе, но и в реальности. У нас бывают гости из-за рубежа: Венесуэлы, Германии...

Для гостей сами ребята проводят экскурсии по местному музею страноведения. Он посвящен всем тем странам, языки которых тут изучают, и является настоящей гордостью гимназии (в советское время даже получил серебряную медаль ВДНХ). А еще в этом учебном году в пятой гимназии появился свой лингафонный кабинет. Теперь ученики могут не только слушать записи на иностранных языках, но также записывать собственную речь, чтобы затем сравнить свое произношение с оригиналом.

- Конечно, не забываем мы и о грамматике, - подчеркивает Алина Руденко. – Все взаимосвязано. Так что и речи быть не может о той нестыковке, о которой сейчас так много твердят. Дескать, на экзамене в школе проверяют коммуникативные навыки ребят, а при поступлении в вуз они пишут лексико-грамматический тест. Одно другому не мешает!


Это интересно! 

Довольно предсказуемо, но факт: самый популярный иностранный язык у нас – это английский. В школах области язык международного общения изучает более 93 тысяч человек. На втором месте – немецкий (свыше 28 тысяч). На третьем – французский (почти три тысячи). На четвертом – испанский (548 школьников).
Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!