кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Ноября
Вторник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области

О заочке и равноправии

23:00 21.11.2012



Сократят ли набор на заочку? Отменят ли раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских школ? Наверное, в семьях будущих абитуриентов эти вопросы сегодня звучат чуть ли не с такой же частотой, как обыденное «мам-пап, можно погулять?». А ответов на них - нет. Ведь все те изменения, которые Минобразования предлагает внести в правила приема в вузы, находятся пока еще в стадии рассмотрения. В то же время отсутствие информации порождает всевозможные слухи и домыслы: в Интернете школяры уже успели «похоронить» заочку и напугать друг друга предстоящим уравниванием в правах сельских и городских абитуриентов. Но так ли страшны перемены, как их малюют? Мы решили выяснить, что же думают по данному поводу в школах и вузах.
Работать, а потом учиться?
    Не секрет, что в последние годы высшее образование в нашей стране, как и в большинстве европейских стран, стало массовым. Ректор Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Мечислав Чесновский считает, что эта массовость обусловлена, прежде всего, ростом экономики, который в свою очередь предполагает необходимость большого числа специалистов с высшим образованием. Причем речь идет не о специалистах с корочкой, а о тех, которые, кроме диплома, имеют и определенный багаж знаний.
    - В обществе давно сложилось весьма настороженное отношение к заочной форме подготовки специалистов,  - отмечает Мечислав Эдвардович. – И я не могу скрыть тот факт, что на заочной форме получения образования на самом деле качество знаний априори ниже, чем на дневной. Есть, конечно, приятные исключения, но их мало. Для того, чтобы молодежь выходила из вузовских стен с солидным багажом знаний, требуется качественная подготовка, а она может быть дана, по моему мнению, на дневной форме обучения. Поэтому курс на некоторое сокращение численности студентов-заочников вполне оправдан.
    Разумеется, речь не идет о полном упразднении заочки. Вероятно, со следующего года на заочную форму обучения будут принимать молодых людей, которые на момент подачи заявления работают по специальности. Хотя последнее требование, скорее всего, не будет универсальным. Обязательным условием будет следующее – студентом-заочником сможет стать только тот, кто до поступления работал не менее десяти месяцев.
    - Такая мера позволит вузам отсеивать молодых людей, которые в силу своего возраста уже давно могут трудиться, но до сих пор сидят на шее у родителей, - говорит Мечислав Эдвардович. - Кстати, мера эта отнюдь не новая. В советское время подобное требование тоже существовало и жестко выдерживалось.
    - Абсолютно правильное решение - принимать на заочное отделение абитуриентов со стажем работы, - солидарен с коллегой ректор Брестского государственного технического университета Петр Пойта. - Помню: в то время, когда я поступал в вуз, на заочную форму брали молодых людей со стажем работы не менее двух лет по специальности. Затем требование сократили до шести месяцев, а потом и вовсе почти убрали - абитуриент на момент подачи заявления должен был просто работать по специальности, и никто не смотрел, сколько именно. Очень многие пользовались этим: сегодня окончили школу, завтра устроились на работу на 0,25 ставки - и добро пожаловать в вуз. Я считаю это неправильным. Все-таки те ребята, которые поработали по специальности пару месяцев, уже имеют кое-какое представление о своей будущей профессии. Это не школьники, которые выбирают, где будут учиться, неосознанно, ориентируясь по баллам.
    Петр Степанович согласен - набор на заочку надо сокращать. Ведь по целому ряду специальностей сегодня избыток специалистов. В связи с чем возникает резонный вопрос: зачем, если вуз готовит специалистов на дневной форме и не может их всех трудоустроить, нужна заочная форма, которая к тому же не дает необходимого уровня подготовки?   
    - Я вспоминаю время, когда общество в меньшей степени доверяло заочной форме обучения, но в большей - вечернему образованию, - говорит ректор БрГТУ. - Мы сейчас думаем о том, чтобы вернуть обучение по вечерней форме в нашем университете. Ведь если сопоставлять в плане качества подготовки все три формы: дневную, вечернюю и заочную, то вечерняя находится где-то в середине...
    Еще один вопрос, который сегодня часто задают будущие абитуриенты: будут ли уменьшать набор на сокращенную заочную форму обучения? Петр Пойта уверен: ее надо сохранять и поддерживать, ведь она позволяет подготовить за меньшие государственные средства довольно неплохих специалистов.
    - В нашем университете две формы заочного обучения: обычная, куда поступают, как правило, абитуриенты сразу после школы, и сокращенная, куда приходят ребята, которые по направлению своей будущей профессии окончили средние специальные учебные заведения. И это абсолютно разные заочники, - подчеркивает Петр Степанович. - Студенты сокращенной формы обучения имеют четкое представление о будущей профессии. Когда к ним приходишь на лекцию - не нужно разжевывать термины, они им  уже хорошо знакомы. А вчерашних школьников приходится учить с нуля, и не факт, что им это нужно...
    И все-таки будущих абитуриентов и их родителей хочется успокоить. Большого сокращения приема на бюджет на заочную форму, скорее всего, не будет. Возьмем, к примеру, все тот же технический университет. Ежегодно он выделяет сто бюджетных мест для заочного отделения и распределяет их по двенадцати специальностям. На более востребованных (например, строительного профиля) контрольные цифры приема всегда больше, чем на специальностях экономических, - здесь в среднем три места на заочке. Понятное дело, что эти цифры сокращать абсолютно не резонно. Может, в таком случае прием будет ограничен на платной форме получения образования? Интересно, что же думают об этом абитуриенты?
    - На мой взгляд, сокращать места на заочке - не очень хорошая идея, даже если речь идет о платном обучении, - говорит Екатерина, ученица 11-го класса одной из брестских школ. - Все-таки у современной молодежи должно быть больше возможностей получить высшее образование - и не важно, будем мы учиться на дневном отделении или на заочном, на бюджете или платно. Человек, который хочет получить диплом и знания, будет учиться, несмотря ни на что. Ведь он понимает: диплом порой решает очень многое при приеме на работу. Мне кажется, университеты, наоборот, должны увеличивать количество мест, но ужесточать требования к самим студентам. Тебе дали шанс учиться, а ты не учишься - давай до свидания!
    - Я за то, чтобы заочную форму сохранили, - делится своим мнением кобринчанин Андрей, ученик 11-го класса. - Сам собираюсь поступать на заочку, чтобы учиться и работать одновременно, - хочу помогать родителям. Только вот если поступать нам придется по новым правилам,  выходит, уже сейчас надо искать работу. А как же ее совмещать со школой? Как готовиться к вступительным экзаменам? Да и не так просто сегодня подростку трудоустроиться - разве только благодаря связям. В таком случае у нас будет лишь один выход - устроиться на работу после школы, пропустить год и на следующее лето поступать. Спустя столько времени, наверное, не каждому захочется подавать документы в вуз, сдавать экзамены, трепать себе нервы... Но тогда на заочку действительно попадут люди, которым реально это надо. Получается, что вузы на правильном пути...
Вместе или врозь?
    Еще прошлым летом накануне вступительной кампании белорусские абитуриенты подняли суматоху: неужели теперь городским и сельским абитуриентам придется поступать по общему конкурсу? Причем тревогу били как городские школьники, испугавшиеся конкуренции со стороны сельских, которые в последние годы показывают высокие результаты на тестировании и все чаще не прибегают к льготам при поступлении, так и некоторые выпускники сельских школ, не слишком уверенные в своих знаниях  и рассчитывающие все-таки поступить в университет по конкурсу «для своих». К большому облегчению и тех, и других, изменения приняты не были, и летом 2012-го в вузы поступали по старинке.
    Но у этих образовательных реформ были и есть свои сторонники. В основном, конечно, это выпускники городских школ, которые раньше нередко становились «жертвами» несправедливого зачисления в вузы. Сами посудите: абитуриенты из города могли набрать на ЦТ довольно высокие баллы и... не поступить. В то время как сельчане проходили в вуз с куда меньшими баллами. Обидно? Не то слово! Но сейчас городские школьники могут, наконец, успокоиться: вероятнее всего, в эту вступительную кампанию упразднения раздельного конкурса избежать не получится. Сельским абитуриентам, которых в большей степени настораживают подобные перемены, ничего не остается, как налечь на учебу и постараться обскакать горожан на вступительных экзаменах, или...?
    - Слухи о том, что собираются убрать сельский конкурс, ходят уже давно, - рассказывает одиннадцатиклассница Татьяна. - Раньше я училась в сельской школе, но родители решили, что я должна продолжить обучение в старших классах в Бресте. Все-таки в областном центре уровень подготовки выше. Наверное, если изменения в правила приема в вузы все-таки будут приняты, многие ребята из села будут делать точно так же - переезжать в город. Хотя раньше, родители рассказывали, было все наоборот: городские школьники в старших классах переходили в сельские школы, чтобы иметь льготы и поступать по раздельному конкурсу... 
    Удивляться тут, собственно, нечему. Сегодня большинство сельских ребят относится настороженно к возможному упразднению раздельного конкурса. И это логично: ранее существовавшая льгота служила для них своего рода страховкой. А теперь им придется рассчитывать только на две вещи: либо на знания, либо на везение.
    - Мы проанализировали вступительную кампанию прошлого года: большинство наших выпускников поступили в вузы по общему конкурсу, - отмечает директор Остромичской средней школы Кобринского района Сергей Лаврисюк. - Вместе с тем, если бы минувшим летом был введен один конкурс среди сельских и городских, то несколько наших выпускников все же не попали бы в число студентов. Самый большой процент поступления в вузы у нас был в 2008 году - 74. Тогда поступали дети, которым еще посчастливилось
обучаться в лицейских классах. Но профильное обучение уже несколько лет как кануло в Лету. И это, естественно, не могло не сказаться на качестве подготовки учеников, а, следовательно, и на статистике поступления. В этом году только 52 процента наших выпускников стали первокурсниками. Не удивлюсь, если дальше эта цифра будет снижаться. В последние годы школу оканчивали ребята, которые вообще не учились в лицейских классах. Если раздельный конкурс отменят, для многих наших учеников вступительная кампания станет настоящим испытанием. Думаю, что делать конкурс общим пока еще рановато. Все-таки у городских абитуриентов гораздо больше преимуществ по сравнению с сельскими: они могут учиться в гимназиях и лицеях, заниматься с репетиторами. Конкурировать с ними на равных проблематично для сельчан. Если будет общий конкурс - выпускники сельских школ попросту останутся за бортом, а вузы не досчитаются многих талантов.
    Но, далеко не все сельские школы настроены так пессимистично. Директор Первомайской средней школы Березовского района Александр Крагель, например, считает, что отмена раздельного конкурса должна подтвердить те позитивные изменения в уровне подготовки сельских школьников, которые достигнуты в последние годы благодаря поддержке государства. 
    - Уже нельзя говорить ни о техническом отставании в организации занятий, ни о недостатке в сельской школе педагогов высокой квалификации, - говорит Александр Владимирович. - Наоборот, наполняемость классов у нас на порядок ниже, чем в городах. Получается, что внимание ученику на уроке уделяется намного больше. Процент поступивших в вузы в нашей школе за последние три года составил почти 62 процента. И некоторые ученики не использовали весь свой потенциал, уповая на раздельный конкурс при поступлении...
    О хорошем уровне подготовки выпускников сельских школ сегодня твердят и представители высшей школы. Вот общереспубликанская статистика: если в 2006 году проходной балл сельчан в 28 процентах случаев был равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние годы уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу - показатель увеличился в полтора раза. А что же в наших вузах?
    - Сегодня в ряде случаев сельские абитуриенты ни в чем не уступают по уровню знаний городским, - отмечает ректор Брестского государственного технического университета Петр Пойта. - Получив весьма высокие баллы на ЦТ, они, как правило, поступают в вуз на общих основаниях, не пользуясь льготами, - на некоторых специальностях раздельный конкурс уже давно не работает, он малоэффективен. Хочешь поступить - надо просто учиться. А возможности сегодня что в городе, что в селе одинаковые. Когда-то я тоже учился в сельской школе, но не считаю, что был чем-то ущемлен в плане знаний. Сегодня в агрогородках прекрасные школы, которые ни в чем не уступают городским. Так почему же вузы должны отдавать предпочтение сельчанам? С точки зрения справедливости абитуриенты должны быть в абсолютно равных условиях. Я согласен, что льготы как для сельских абитуриентов, так и для детей-сирот и инвалидов должны действовать уже после поступления в вуз, но если речь идет о вступительной кампании, когда университет выбирает лучших, все преференции надо убирать.
    В Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина ситуация та же. Если еще лет пять назад сюда поступали выпускники сельских школ, которые по своему уровню подготовки явно уступали городским, то сейчас всё кардинально поменялось.
    - В прошлую вступительную кампанию, - говорит ректор БрГУ Мечислав Чесновский, - из 42 специальностей, на которые мы зачисляли студентов-первокурсников, более половины специальностей были закрыты при равном либо даже большем среднем балле выпускников сельских школ. Это свидетельствует о том, что в сельских учреждениях образования заметно улучшились условия обучения, повысилось его качество. А значит, пришло время отказаться от раздельного конкурса. Думаю, это изменение не ударит по интересам сельских выпускников, а может, даже инициирует их на более целеустремленную и качественную подготовку и вместе с тем приведет к ликвидации все-таки имевшейся до сих пор определенной дискриминации прав выпускников городских школ. В особенности это чувствовалось при зачислении на престижные специальности. Иногда там проходной балл для выпускников городских школ был весьма и весьма высок - 250 и выше. А выпускники сельских школ проходили с заметно меньшим баллом. Мы же должны помнить о том, что по Конституции наша молодежь имеет одинаковые права.


Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!