кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

21
Сентября
Пятница
FB TW VK OK
Баннер не установлен
jasno.jpg5b03c3ce63bba
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
Scool.jpg50c8fb19e2859

Лето за партой

00:00 06.09.2012
Три месяца губят знания
-Как известно, инициатива далеко не всегда благоприятно сказывается на здоровье инициатора. Почитал форумы, ужаснулся. Интернет-сообщество предложение о сокращении школьных каникул встретило агрессивно, забросав инициативу печатными и непечатными, но чрезвычайно громкими эпитетами. Удивительный мы все-таки народ – что ни предложи, все плохо. Тем более, об этой инициативе еще ничего толком не известно. Всего лишь предложение. И мне кажется, вполне разумное. Если, конечно, к его реализации подойти с чувством, с толком, с расстановкой.
    Сегодня мало кто знает, что традиция длинных летних каникул восходит ко времени, когда дети работали наравне со взрослыми. Соответственно, в период сбора урожая дети должны были помогать родителям, а не сидеть в классе. Согласитесь, целых три месяца отдыха не идут на пользу школярам. Весь сентябрь учителя повторяют пройденный материал, да и просто стараются успокоить ребят после бурных каникул, новые темы усваиваются в спешке. В итоге фактически выпадает месяц учебного года... 
    К тому же сегодня многие родители жалуются – у школьников сумасшедшая нагрузка, несопоставимая с нашей, советской. Что поделаешь, мы живем в информационный век, когда знания не просто сила. Знания решают все. Наши школьники  - люди по-настоящему сильные, они каждый день получают огромный объем новой информации. Я думаю, что продление учебного года на месяц позволило бы разгрузить расписание, сократить количество занятий, оставить больше времени на отдых, на друзей, на увлечения. Благодаря сокращению летних каникул можно продлить и зимние, рождественские. Так что я бы не стал с лета критиковать предложение Министерства образования. Прежде чем осуждать, нужно узнать, что конкретно предлагает ведомство.        
    И, разумеется, было бы неплохо изучить опыт других стран. Что ж, давай посмотрим. Во Франции, Великобритании, Ирландии и большинстве других стран Европы летние каникулы составляют всего два месяца – июль – август. Кроме того, дети отдыхают на Рождество три и на Пасху две недели. Как правило, летние каникулы в Германии длятся шесть календарных недель и приходятся на июль – август. Почти три недели продолжаются рождественские каникулы, примерно по 20 дней – пасхальные и майские и по неделе школьники отдыхают в ноябре и марте.
    В американских школах на обучение приходится в среднем 180 дней в году. В большинстве школ учебный год разделен на два семестра. Учебный год начинается в конце августа или начале сентября и заканчивается в июне. Во время учебного года бывают каникулы в ноябре (на День благодарения), декабре (на Рождество) и в апреле (на Пасху).
    Самый напряженный учебный график в школах Японии, Южной Кореи и Тайваня – по 220 дней в году.
    Хотя, по большому счету, дело даже не в том, сколько будут длиться летние каникулы – два или три месяца. Главное, чтобы они приносили пользу здоровью ребят и способствовали усвоению  непростой школьной программы. Еще один немаловажный аспект – эффективность летнего отдыха. Увы и ах – сегодня далеко не все выезжают к бабушкам-дедушкам, на дачу, к морю или в летний лагерь. Большинство ребят свой отдых проводят по известной программе, слоняясь от компьютера к телевизору. Да, сегодня открывают лагеря в школах, но и эта форма отдыха не такая однозначная. Во-первых, дети по-прежнему остаются в городе, во-вторых, дети по-прежнему ходят в школу, в-третьих, наполняются эти лагеря по весьма любопытной схеме. На город спускается план, где указано, сколько детей нужно оздоровить непосредственно в школах. Далее планы доводятся до каждой школы, а затем – до каждого класса. После чего классные руководители буквально упрашивают многих родителей отдать своих чад в школьный лагерь, иначе, если план выполнен не будет,  директор непременно спросит с наставника. Ну и с директора тоже, разумеется, спросят по полной. Спрашивается, почему заранее нельзя составить списки желающих отправиться в школьные лагеря и исходя из этого готовить определенное количество мест?
    В том, что Министерство образования стремится сделать отдых школьников более эффективным и сбалансированным, лично я ничего страшного не вижу. Скорее, наоборот, – это весьма своевременная инициатива. Тем более что времени на ее проработку еще предостаточно.

Длинные каникулы - не главная наша проблема 
-У  Олега Молоткова есть замечательное стихотворение: «Мама, сказка, каша, кошка, // Книжка, яркая обложка, // Буратино, Карабас, // Ранец, школа, первый класс// Грязь в тетради, тройка, двойка, // Папа, крик, головомойка. // Лето, труд, река, солома, //Осень, сбор металлолома». Затем следуют институт, стройотряд, диплом. И, если позволите, концовка: «ЖСК, гараж, квартира, // Теща, юмор и сатира. // Детский сад, велосипед, // Карты, шахматы, сосед. // Сердце, печень, лишний вес, // Возраст, пенсия, // собес. // Юбилей, часы, награда, // Речи, памятник, ограда». Все просто. Жизнь – это карусель в парке чьих-то развлечений. Пошел в детский сад, вскочил на эту карусель в раннем детстве и вертишься всю жизнь: школа, институт, работа. У нас не так много времени, чтобы побыть с собой, чтобы побыть собой. Наверное, летние каникулы – это самые яркие воспоминания из детства. Пусть эти каникулы длятся долго. Лично я – «за».
    А все эти разговорчики (мол, наши программы нужно оптимизировать, нужно что-то еще изучать, времени совсем мало, а то и вовсе – в обрез) звучат неубедительно. Да, школе нужно развиваться, да, нужно совершенствоваться, меняться, шагать в ногу со временем. Только вот у родителей от всех этих совершенствований голова идет кругом. То десятибалльная система, то 12-летнее обучение, то пятидневка, то шестидневка. Теперь вот еще летние каникулы чем-то не угодили. Наше образование, ей-богу,  напоминает флигель – крутится, вертится, а все на месте. Вот скажи, реформы последних лет что-то поменяли в принципе? Возможно, мы увидим результат через десять или сколько там еще нужно лет. Но глядишь на выпускников – такие же ребята. Оболтусы, умницы, сорванцы, паиньки, лентяи, ботаники – разные, какими и должны быть, - и знают наверняка не больше и не меньше нашего. Примерно столько же. По-моему, и советская школьная система не мешала растить гениев и просто образованных, интеллигентных людей. Как говорится, от добра добра не ищут. Так зачем все эти сомнительные инициативы? С нашими реформами школьные учебники можно перепечатывать каждый год, а то и чаще.
    И дело не только в том, что реформы должны быть системными. И даже не в учебниках дело. Летние каникулы – наша традиция, символ счастливого детства. Возможность для родителей подольше побыть со своими чадами, съездить к бабушкам, на море, просто погулять вместе. В общем, набраться сил, впечатлений и новых эмоций. Возможно, это даже важнее, чем гипотенуза и катет. Лето – это маленькая жизнь, так пусть она будет долгой. К тому же в оздоровление детей сегодня вкладываются немалые деньги. Взять те же школьные лагеря – родители оплачивают далеко не полную стоимость расходов, основную нагрузку берет на себя государство. Обновляются здравницы, модернизируются старые загородные лагеря. Почему бы сполна не воспользоваться этими возможностями?
    А сравнивать наши каникулы с европейскими не совсем корректно, поскольку система и традиции обучения детей в Европе и у нас серьезно отличаются. Второй момент: в Западной Европе значительно теплее, чем в наших широтах. Белорусское лето нередко бывает дождливым и прохладным. Оздоровительный период для детей едва укладывается в три летних месяца. Дети растут, когда тепло, и не следует мешать этому процессу. Три летних месяца – время свободного развития детей и подростков, когда их поисковая активность не стеснена школьной рутиной. Еще один момент: для учителей учебный год не заканчивается в конце мая. Лето – пора многочисленных отчетов, экзаменов, ремонта в классах и кабинетах, повышения квалификации. Оплачиваемый летний отдых – это то немногое, чем государство может помочь педагогам в их сверхтяжелой работе.
    А представь, что начнется, если сократить каникулы – родители будут требовать отпуск в одно время, чтобы просто отдохнуть всей семьей. Да и какая учеба летом? «Скажу честно как профессиональный педагог: как только весеннее солнце светит в окно, об учебе можно потихоньку забывать, потому что дети смотрят в это окно и мечтают, как бы выйти» - так отреагировал на инициативу министерства председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.
    В белорусских школах немало проблем. И продолжительность летних каникул явно не из главных. Взять те же учебники. Многие родители и старшеклассники пеняют на их качество. Еще одна проблема – бюрократизация образовательного процесса. Педагоги говорят, что им приходится все чаще заниматься отчетной писаниной, а на детей времени остается все меньше. Вот с чего нужно начинать, а после, если заняться будет совсем уж нечем, и с каникулами можно разобраться.

Автор
Александр МИТЮКОВ, Павел ЛОСИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!