blueALL-2.jpg5ceccc0d2b422

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

12
Декабря
Четверг
Tlgrm Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5dc178182d55d
Что? Где? Когда?
Кто станет главным тренером Динамо-Брест?
Курс валют в Бресте и области
makoed.jpg50c8fb0664ed7

«Я не люблю, когда наполовину...»

00:00 03.10.2011



    Ученики Михаила Михайловича не раз доказывали, что знают физику лучше всех в районе, области, республике. Средняя школа № 2 г. Каменца два года подряд занимала призовые места на республиканской олимпиаде одновременно за девятый, десятый и одиннадцатый классы. Феноменально! И по сей день многие не перестают удивляться этому. Как один учитель смог подготовить не одного, а сразу нескольких «олимпиадников»? Секретную формулу мы выяснили у самого Михаила Макоеда. 
    - В любом деле, за которое взялся с умом, можно добиться успехов, - считает Михаил Михайлович. - Знания ученику дают нe вывеска, нe название, нe статус школы, а те люди, которые учат...
    В прошлом учебном году воспитанник Михаила Макоеда девятиклассник Максим Лицкевич занял на республике абсолютное первое место, чем удивил даже своего наставника.
    Вундеркинду тут же предложили поступить без экзаменов в лицей БГУ, но мальчик наотрез отказался. Как он будет без Михаила Михайловича? Неужели физику придется учить всерьез и без шуток?
    Веселиться на уроках физики – неслыханное безобразие, подумает ханжа. Но у Михаила Макоеда своя методика. Увлечь серьезной наукой, допустим, шестиклассника, у которого в голове одни компьютерные «стрелялки», непросто. Вот и приходит на помощь юмор. Бывшему КВНщику Михаилу Михайловичу удается совмещать, казалось бы, несовместимое. Об открытиях и изобретениях Ампера он может рассказывать, как о самом забавном приключении!
    «Физики - они ведь еще и лирики», - уверен наш герой. На своих занятиях он  может и стихотворение прочесть, что-нибудь из любимого Визбора. Ведь рифмованные метафоры очень часто рождают вопросы. Как луна, например, может «зажечь огни на небосводе», если она холодная?
    Задачки по физике можно решать и в лесу у костра. На свежем воздухе, по крайней мере, думается лучше. Михаил Макоед на своем примере напрочь опровергает расхожее мнение о том, что лучшие физики – это худшие физкультурники. Он – заядлый, просто «запойный» турист! Еще в студенческие годы ходил в горные походы по Южной Сибири, Алтаю, бывал в Хибинах, Закарпатье и Карпатах, спускался на байдарках по горным рекам, лазaл под землю со спелеологами. Страсть к экстриму и путешествиям у него не прошла и по сей день. Михаил Михайлович ведет несколько кружков по туризму. В обычном школьном спортзале он создал тренировочную базу для юных туристов. Подобной нет ни в одной брестской школе. Вот почему уже несколько лет его воспитанники занимают на области да и на республике первые места в спортивном ориентировании, технике горного туризма и других соревнованиях (недавно они привезли 17 дипломов с одного из престижнейших чемпионатов - слета учащихся Союзного государства).
    - Стремление быть первыми из туризма плавно перешло и на физику, - признается учитель. - В жизни у меня есть принцип – слова из песни Высоцкого: «Я не люблю, когда наполовину...». Если я взялся работать, то работаю не спустя рукава, а так, чтобы устать, на износ. Если отдыхаю – значит, и отдыхаю по полной программе. Если с детьми едем на соревнования или олимпиады, у нас самая высокая цель – не просто принять участие, а сражаться и побеждать. 
     - Кто проявляет упрямство и волю в спорте, тот понимает физику, - продолжает он. - Практически все мои «олимпиадники» начинали у меня в туристическом кружке. Если бы не туризм, вряд ли бы случились в жизни этих ребят интеллектуальные победы.
    В туристическом кружке заметил учитель и двух братьев Кожедуб. Когда Рома и Миша записались в туристы, они были слабенькими, хиленькими. И Михаил Михайлович как-то не верил, что они надолго задержатся, что выдержат изнурительные тренировки. Но не тут-то было! Они не ушли. И более того, выросли в очень сильных спортсменов.
    - Сегодня они оба входят в национальную сборную Беларуси по ориентированию, - говорит Михаил Макоед. - Миша и Рома неоднократно выступали на европейских соревнованиях, где побеждали...
    Но имена мальчишек мелькали в прессе не только по этому поводу. В 2010 году оба ученика Макоеда стали призерами республиканской олимпиады по физике. Уникальный случай, когда сложная наука покорилась сразу двоим братьям.  
    - Все-таки гены играют роль, - отмечает Михаил Михайлович. - У меня сейчас снова есть на примете два брата. Один в седьмом классе учится, другой - в восьмом. Они замечательные спортсмены, и я точно знаю: это будут два «олимпиадника». 
      Михаил Макоед считает, что каждый ребенок по-своему талантлив. Поэтому достаточно гуманно относится к детям, которым ну просто не дано знать физику. С «гуманитариями» он охотно идет на компромиссы. И может запросто поставить высокую оценку ребятам, которые не понимают предмета, но выкручиваются, импровизируют. 
    - У меня были две ученицы, которые плохо решали задачи, но на каждый урок сочиняли стихотворение, в котором обязательно упоминалась физика, - вспоминает учитель. - Я им ставил девятки и они были счастливы.
    Интересно, что еще каких-то лет пять назад Михаил Михайлович был убежден: девочки не могут быть физиками. Но одна ученица (за двадцать лет работы) все-таки поразила необычностью мышления. Это Лена Корнилович, для которой победа на республиканской олимпиаде стала пропуском в вуз. В этом году девушка без экзаменов поступила в БГУ. Лена выбрала совсем «не женскую» специальность – атомную энергетику.
    К тем, кто с физикой на «ты», кому она интересна, у Михаила Михайловича очень серьезные требования. От своих учеников наставник требует выкладываться на все сто. Когда готовятся к олимпиаде, учитель занимается с каждым учеником индивидуально по шесть раз в неделю, включая субботу и воскресенье.
    - С «олимпиадниками» мы идем на институтском уровне. Изучаем высшую математику. Решаем задачи по тридцати одной книге, - рассказывает Михаил Михайлович. 
    Многие учебники, кстати, он приобретал сам, за свои деньги. Иногда (ради удобства учеников) приходилось покупать по пять экземпляров. Но денежный вопрос никогда не стоял ребром, не выходил на передний план.
    - Может, я покажусь каким-то чудаком, - рассуждает учитель, - но это сущая правда – я никогда не задумывался о материальном: сколько получаю и за что... 
    Мало волновали педагога и всевозможные награды. Он не гонялся за ними, но они сами, словно наперекор, шли к нему в руки. Грамот-дипломов за двадцать лет работы в школе накопилось на целую галерею! Михаил Макоед был награжден из фонда Президента по развитию особо одаренных детей, грамотами, подписанными министром образования, а в 2009 году он стал человеком года в области образования.
    - Но всем этим победам предшествовал огромный, титанический труд, - говорит Михаил Михайлович. - Сначала никто не замечал, как я со своими учениками потихоньку поднимался. Сперва у нас были дипломы 3-й, 2-й степеней. Только в последние годы мы стали первыми в области и в республике...
    В школе Михаил Макоед проводит практически весь день - с восьми утра и до восьми вечера. Уроки, «репетиции» перед олимпиадой, тренировки в спортзале с юными туристами. Скучать не приходится - работа творческая!
    - Каждое утро, открывая дверь в класс, я понимаю, что новый день должен пройти не так, как вчера, - говорит Михаил Михайлович, - за это я и люблю свою работу. Если бы она была однообразная, можно было заранее предсказать, как день начнется и как он закончится, я бы не выдержал. Меня подстегивает постоянное ожидание сюрпризов от учеников.
    Михаил Макоед не из тех учителей, которые злятся и выходят из себя, когда становятся «жертвами» детских шалостей и проказ. Наоборот. Ему всегда «очень интересно находить выход из их капкана».
    - Был один забавный случай, - смеется он. - Ребята налили мне на стул воды, а она впиталась в ткань – вроде бы и незаметно. Я сел и вдруг чувствую: промокают брюки. Дети же затаились. Тихо в классе. Все ждут, когда я встану и подойду к доске. А зима была. Я бочком, бочком и к батарее. Посидел минут десять. Встаю, иду к доске и слышу вздох разочарования... 
    Ругаться – глупо. Со своими учениками Михаил Макоед старается наладить дружеские отношения.
    - Я многое беру от своих учеников: любовь к жизни, юношеский задор. С ними я много смеюсь, беседую на равных. Без моих учеников я бы давно зачах, стал ленивым, толстым, старым (душой, конечно). Энергия из детей просто брызжет, и я в ней купаюсь. Ее мне хватает и на работу, и на жизнь!
    Даже на выходных этот «энерджайзер», вечный двигатель не останавливается. Михаил Михайлович редко убивает время и портит фигуру на диване. Как только выдается свободная минутка – бегом в лес (пробежки – это святое). Или в библиотеку за книжкой. Но самое любимое его времяпровождение – думать.
    - Наверное, такого хобби не бывает, - улыбается учитель, - но, тем не менее, я обожаю думать! Когда я ем - думаю, телевизор смотрю – думаю, копаю огород – думаю. И так целыми сутками!


Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!