greenNew.jpg5c0f641b2c53a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

21
Мая
Вторник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5cdea6a0cf91a
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области

Геннадий ПОЛОКА:

00:00 29.06.2010
Режиссер легендарного советского фильма «Республика ШКИД»
представил в Бресте свою новую картину «Око за око»
Брестчанам повезло. На прошлой неделе в рамках Республиканского фестиваля белорусских фильмов им выпала честь принимать высокого гостя – классика советского кинематографа Геннадия Полоку, чей фильм «Республика ШКИД», признанный лучшим фильмом для детей и юношества всех времен и народов, многие из нас смотрели по нескольку раз и даже растащили на крылатые выражения. Брестчанам повезло дважды. Ведь в город над Бугом режиссер приехал не просто как праздный гость. Он привез свой новый российско-белорусский фильм «Око за око», который еще даже не вышел в прокат и у которого, кстати, очень сомнительное прокатное будущее...
    О том, что картина может остаться за бортом кинотеатров, его создатели на премьере говорили открыто. Виной всему – то, как она снята. Актер Владимир Гостюхин, исполнивший в ней одну из главных ролей, называет «Око за око»  «последним вздохом великого советского кинематографа».
    - Это кино о людях, несуетное, не безмозглое, не в подражание каким-то большим техническим американским картинам, - говорит он. - Здесь в каждом кадре – характер. Притом даже в маленькой роли он обозначен совершенно четко.  Таких фильмов, подобного этому, который прокатчики называют мерзким словом «неформат», к сожалению, больше не будет ни в России, ни в Беларуси... А ведь на самом деле это кино, дай ему хорошую рекламу, могло бы стать сегодня одним из самых «зрительских»...    
    Гостюхин нисколько не преувеличивает достоинств картины. Фильм «Око за око» - невероятно тонкая, чувственная, очень интеллигентная работа. Такие давно не рождались ни в России, ни в Беларуси. Это не массовое кино и не арт-хаусное, а нечто среднее, что придется по вкусу людям, родом из страны, которой уже давно нет... Фильм рассказывает о событиях, которые происходили в 1918 году после покушения на Ленина, и посвящен «красному террору». Сразу оговорюсь, в картине нет восхваления и идеализирования «белых», как нет попытки опорочить и выставить в неприглядном свете «красных». Это подчеркивает и сам режиссер:
    - Я с уважением отношусь к людям, которые представляли и «красных», и «белых», если, конечно, эти люди искренне верили в то, за что они боролись. Оба моих деда были младшими офицерами. Правда, один служил в Красной Армии, другой - в белой. После гражданской войны они демобилизовались, работали мелкими служащими в конторах наподобие заготзерно... и любили друг друга, хотя один был «красным», а другой – «белым». И я их любил одинаково...
    История о «белом» генерале Адамове (его в фильме сыграл артист из Калуги Михаил Пахоменко) и его дружбе с «красным» комендантом тюрьмы (Владимир Гостюхин), рассказанная в фильме «Око за око», на самом деле могла случиться в любое время и в любой стране. Ведь картина повествует не столько о противостоянии «красных» и «белых», сколько о взаимоотношении людей, которые еще вчера жили под одной крышей, а уже сегодня оказались по разные стороны баррикад. Время гражданской войны в России в этой истории, если хотите, - всего лишь лакмусовая бумажка, способная определить, человек ты или зверь...
    -  В картине достаточно много актеров – 75 действующих лиц, - говорит режиссер Геннадий Полока, - но при этом нет ни одного отрицательного персонажа, хотя действие происходит во время «красного террора». Почему? За  перестроечное время, когда мы перестали быть одной страной, к сожалению, в нелегкое положение попал и наш кинематограф. Сегодня он по-прежнему находится в числе отсталых. Мы уже не обладаем тем авторитетом, которым обладал наш кинематограф, скажем, в 20 - 30-е годы. Сегодня, увы, наше кино переживает серьезный кризис. Мы утратили значительную часть серьезного зрителя, и в какой-то степени виноват не только экономический и политический развал Союза, но в этом виноваты и мы, кинематографисты. В 1990-е мои коллеги как с цепи сорвались: стали снимать чернуху, потому что чернуха была востребована на западных фестивалях класса «С». Эти низкие фестивали просто заказывали у нас картины о скотоложстве, о нетрадиционных половых связях, о преступниках в нашей стране. И мои коллеги стали состязаться в том, чтобы раскрывать на экране самые темные стороны человеческой личности. На зрителя обрушился поток грязи... А я устал...
    Полока устал видеть все это. Воспитанный на светлом, добром и человеколюбивом советском кино, он решил снять картину о любви к людям.
    - Я прожил большую жизнь, - говорит режиссер, которому в июле исполнится восемьдесят. - Жизнь пролетает быстро, стремительно, а в ее конце человек должен быть окружен любящими людьми, иначе жизнь – страшная трагедия. Человек должен умереть приятно уставшим и окруженным  близкими.  Это  и есть то, ради чего мы живем...
    Об этом, а также о том, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком,  слушать свое сердце, Геннадий Иванович и рассказал в своем фильме. Правда, чего стоило ему проделать этот путь – от задумки до воплощения режиссерской мысли на экране! Сегодня мало кто знает, что картину «Око за око» по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник» Полока надумал снимать еще пятьдесят лет назад, но тогда ему перешли дорогу два режиссера, которым руководство «Ленфильма» поручило вести съемки.
    И так в жизни Геннадия Ивановича было не раз. Судьба не баловала его как режиссера. Практически каждый из его фильмов подвергался нелегким испытаниям: их запрещали, и они несколько лет пылились на полках. И все эти неудачи начались еще в самом начале творческого пути. За свой первый фильм вчерашний студент ВГИКа Геннадий Полока чуть не сел в тюрьму по сфабрикованному делу. А было вот как: ему поручили снять хвалебный фильм о Туркменском канале, а молодой режиссер, приехав на место съемок и увидев печальную картину, решил, окрыленный «хрущевской оттепелью», рассказать всю правду. За это туркменские власти обвинили Полоку сразу по четырем статьям, но, благо, за него вовремя вступилась сама Екатерина Фурцева - министр культуры СССР...
    И все же его имя попало в списки «неблагонадежных». Долгое время Полока не снимал, писал сценарии для других. Тогда ему и предложили доработать сценарий фильма «Республика ШКИД». Когда же сценарий был готов, вспомнили: у Полоки - режиссерское образование. Пускай снимает. Однако фильм, который позже станет лидером советского проката, не сразу вышел на экраны. На полке «Республика ШКИД» пролежала целый год: в ней советские цензоры углядели элементы демократии. А Полока и не отрицает этого: да, сцену со школьными выборами старосты подсказали ему парламентские выборы в США... 
    А затем он стал работать над «Интервенцией» с Владимиром Высоцким в главной роли (Высоцкий, кстати, к очень многим фильмам Полоки писал песни). В это время режиссер провозгласил войну пафосным историко-революционным фильмам, которые снимались просто потоком к 50-летию советской власти. А он решил снять тоже про революцию, правда, в жанре эксцентрической комедии, за что и поплатился. Его картина пролежала на полке двадцать лет и вышла в прокат только после перестройки. И то она была чудом спасена: ее копию, как и копию фильма «Наше призвание», Полока просто-напросто выкрал из архивов Госфильмофонда...
    Сейчас, когда он пережил диссидентство, забвение, выпуски под чужими именами (даже под женскими псевдонимами) своих фильмов, Полоке снова нет спокойствия. Картину «Око за око» режиссер делал на протяжении нескольких лет, мучительных и очерненных пасквилями недоброжелателей.
    - Фильм снимался очень тяжело, - признается режиссер. -  В разгар съемок кто-то сообщил Президенту Беларуси, что я якобы снимаю антибелорусскую картину.  Мы вынуждены были отстаивать правду.  Написали Президенту, а потом уже на приеме показали ему рабочий материал. Так картина снова получила жизнь...
    Фильм, слава Богу, выпустили. И его уже успели  оценить по достоинству. На российском фестивале актеров «Созвездие» (особенность фестиваля в том, что оцениваются здесь исключительно актерские работы) лента «Око за око» взяла главные призы – «За лучший актерский ансамбль» и «За лучшую мужскую роль». Теперь главное, чтобы картина дошла все-таки до зрителя. В лучшем случае, премьеру в кинотеатрах будем ждать осенью.  

 
    Справка «Зари»
    Геннадий Полока - советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, президент международного кинофестиваля «Новое кино. XXI век», профессор Всероссийского государственного института кинематографии и Лондонского королевского колледжа искусств, народный артист России.


Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!