blueALL-2.jpg5ceccc0d2b422

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

16
Октября
Среда
Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Поучаствовали в переписи населения?
Курс валют в Бресте и области
ivangr.jpg50c8faf5061b2

«ЦАРЬ» - кино не для всех

00:00 10.11.2009


    Большую премьеру зритель, мягко говоря, проигнорировал. Но не только потому, что поддался панике и боязни подхватить в обычно многолюдном кинотеатре какую-либо простудную инфекцию, как об этом судачили позже взбудораженные интернет-пользователи. Возможно, причиной непопулярности «Царя» стала также обычная конкуренция. Ведь многие зрители истории об Иване Грозном предпочли более легкое кинозрелище - первый российский «диснеевский» фильм «Книга мастеров», который демонстрировался в кинотеатрах практически в одно время с лунгиновским «Царем»...
    Конечно, сравнивать эти два фильма просто бессмысленно. Они абсолютно разные, я бы даже сказала, полярные. Семейное фэнтези «Книга мастеров» рассчитано, скорее всего, на широкую аудиторию и хороший доход от проката.  Историческая с философским «налетом» картина «Царь» напротив - не претендует сорвать большой куш и намерена пригласить к экранам вовсе не разношерстную публику, а людей особого склада - умеющих рассуждать и мыслить.
    И все-таки от сравнений при просмотре «Царя» никуда не деться. Правда, параллели тут напрашиваются совсем иные - обращенные на несколько десятилетий назад...  В кинопрошлое. Фильм «Иван Грозный» российского режиссера Сергея Эйзенштейна сегодня уже мало кто помнит, однако людям пожилого возраста и киноманам, живо интересующимся историей синематографа, эта лента очень хорошо известна. Фильм «Иван Грозный» был снят в 1944 году. Долгое время историки считали картину Эйзенштейна самым полным и правдоподобным рассказом о жизни российского самодержца... Долгое время кинокритики во всем мире давали ей лишь самые лестные отзывы... Долгое время вступить в состязание с шедевром Эйзенштейна не решался ни один режиссер!  Как вдруг – вызов был брошен. Причем очень дерзкий вызов. В одном из телеинтервью наш современник Павел Лунгин заявил, что начинает работу над своей новой картиной, посвященной Ивану Грозному. «Я попытаюсь поправить своего предшественника, который сделал фильм недостаточно психологичным и слишком эстетизированным», - сказал Лунгин. 
    Подобное заявление, конечно, было принято многими кинокритиками в штыки. Современное кино и без того грешит всякого рода «переделками», когда режиссеры из-за своего творческого бессилия решаются посягнуть на классику – я имею в виду так называемые ремейки. Лунгин же пошел по совершенно иному пути. Он взялся делать свое кино, абсолютно не привязываясь к черно-белому варианту «Ивана Грозного». Не уважил автор, нужно отметить, и еще одно модное нынче направление в искусстве: Лунгин не стал переписывать на новый лад историю и тем самым наделять ее какими-то привязанными за уши смыслами. Согласитесь, в последнее время уж очень модным на экранах стало «очеловечивать» и награждать высшей моралью бывших злодеев, палачей и инквизиторов. Режиссеры, особенно молодые, всеми правдами и неправдами придумывают сегодня новые образы для Чингисхана, Гитлера, Пиночета... 
    Лунгин тоже оказался не так прост. В первых кадрах своего фильма он показал царя Ивана Грозного в не совсем обычной ипостаси...  Жалкий. Худющий и хилый - как Кащей. С редкой «козлиной» бородкой и с одним зубом во рту. Глядя на него - трясущегося у иконостаса, как осиновый лист, - возникает сомнение: этот ли немощный старичок – тот самый лютый правитель Руси и неужели режиссер решил действительно «сыграть» на жалости к царю, больше известному благодаря своей беспощадности?.. Решить эту головоломку особенно непросто, когда видишь на экране в роли Ивана Грозного актера Петра Мамонова. Этот артист, которого многие называют сегодня «не от мира сего», запомнился зрителям по роли старца Анатолия в фильме Павла Лунгина «Остров». Киношный образ монаха-отшельника, на которого сошла Божия благодать, настолько «привязался» к Мамонову, что представить его в каком-либо другом амплуа не так-то просто. Тем более в роли царя...
    Однако творческий тандем «Лунгин - Мамонов» доказывает обратное. Все сравнения «Царя» с их прошлым совместным кинотрудом «Остров» оказываются совершенно неуместными. Они заканчиваются, как только режиссер заставляет подняться с колен своего неказистого героя, расправить плечи и надменно взглянуть через полотно экрана на публику. Превращение кающегося и молящего о Божией помощи старца в правителя-изувера режиссер решает легко за счет обыденного, но очень эффектного хода: облачения костлявого дряблого тела в роскошные и громоздкие царские одежки... И вот он – Иван Грозный!
      От прежнего образа из «Острова» у Мамонова действительно не осталось ничего общего. Ведь здесь ему предстояло примерить совершенно иную роль:  вместо безумной святости и блаженности сыграть почти демоническое сумасшествие российского царя. Иван Грозный в картине Павла Лунгина предстал одержимый бесами, самый  главный из которых – бес власти. По сути, власть является главной действующей фигурой фильма, ведь весь сюжет построен на противостоянии и конфликте двух властей: светской и церковной...
    В картине показаны лишь два года из жизни представителя династии Рюриковичей. Два года, которые, если верить историкам, для самого Ивана Грозного оказались очень трудным жизненным периодом. Русь была растерзана голодом и Ливонской войной. Правителю во всем мерещились измена и предательство, поэтому Грозный подписал указ о введении в стране опричнины. Верные слуги государевы, опричники, в каждом готовы были увидеть изменника, врага и инакомыслящего. Они заливали страну кровью. И не было этим бесчинствам конца. Лишь один человек пошел против царской воли и опричных злодейств – Филипп Колычев, верный друг детства Ивана Грозного...
    Приняв по просьбе царя высший православный сан и тем самым став Митрополитом всея Руси, бывший соловецкий игумен Филипп не согласен мириться с беспределом, который воцарился в государстве. Он выступает против  опричнины и междоусобиц, вымаливает у царя прощение за оклеветанных «супостатов» и восстанавливает давно забытую всеми справедливость. Однако при царском дворе служение не законам самодержца, а Божиим заповедям расценивается как предательство. «Вылечить» патологичную природу царя, зиждущуюся на принципе: от преступления до покаяния всего одно мгновение, не может никто. Даже сам Митрополит, отказавшийся благословить Ивана Грозного на «кровавый» поход... Царя в его безумной жажде мщения, расправы над изменниками не останавливает также и угроза предстать перед Страшным судом, которого он так боится. Ведь даже вынося приговор самому близкому сподвижнику – Филиппу Колычеву и зная о своей неправоте, правитель снова находит себе оправдание: «Как человек я, конечно, грешен, но как царь - святой»...
    Митрополита Филиппа в фильме сыграл актер Олег Янковский. Эта роль стала последней кинематографической работой российского артиста. Блестящей работой, нужно признать. Ведь Янковский смог воплотить на экране не характерный для него образ – образ человека, который оказался святым, способным творить чудеса. Эту роль актер исполнил так, что не возникает никаких сомнений: Филипп действительно может выйти на манеж с разъяренным медведем и при этом остаться нетронутым, он может молитвой разомкнуть оковы, может излечить больного лишь одним своим прикосновением и... даже может предсказать день собственной смерти...
    Картине как-то в целом веришь. Доверяешь искренности актеров, диалогам, костюмам, декорациям, режиссерской мысли и операторской работе.   Конечно, историческую достоверность фильма отдадим на откуп специалистам – они любят разобрать кадры на детали. А для зрителей куда важнее остается эмоциональная «начинка», которая, смею предположить, у Лунгина оказалась гораздо сочнее, чем у пресловутого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Возможно, тут сыграл свою роль «оголенный» психологизм, присущий практически всем работам нашего современника, а возможно, и то, как без всяких прикрас режиссер показал на экране ужас того грозного времени: издевательства и глумления над дикими и необразованными простолюдинами, зверские пытки на специально созданных чудовищных «аттракционах»: машине для «высекания», карусели-убийце, виселицах и дыбах. Лунгина уже успели обвинить в излишнем натурализме и жестокости. Однако, мне кажется, режиссер снимал не затем, чтобы шокировать публику. Просто иначе никто бы ему не поверил.
     Но вот как сам автор сказал о своем фильме в интервью российской газете «Известия»: «Я хотел сделать так, чтобы зрителю было больно и он видел, что зло - это зло, а кровь - это кровь, а не клюквенная водица. И все, что происходит, - настоящая катастрофа. По большому счету, я не показал и сотой части той жестокости, тех убийств, которые были при Иване Грозном и документально зафиксированы. Я не сделал этого, потому что побоялся. Мне кажется, вынести то, как это было на самом деле, вообще невозможно».     


Интересные
        факты:
l Съемки фильма «Царь» проходили в Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря, где были построены декорации Москвы XVI века и «Пыточного городка».
l  Рабочее название картины звучало как «Иван Грозный и митрополит Филипп».
l  Фильм снят американским оператором Томом Стерном, работавшим на всех фильмах Клинта Иствуда за последние десять лет - от «Кровавой работы» до «Гран Торино».
l  Мировая премьера фильма «Царь» состоялась на Каннском фестивале 2009 года в рамках программы «Особый взгляд», после чего лента заслужила воодушевляющие критические отзывы.
l  В картине заняты актеры Александр Домогаров, Юрий Кузнецов, Иван Охлобыстин, Михаил Ефремов и другие.
l  Фильм не рекомендован для просмотра детям до 13 лет.

В тему
В мае 2009 года на телеканале «Россия» состоялась премьера сериала «Иван Грозный». Шестнадцатисерийный фильм, посвященный жизни царя Ивана Грозного (от предыстории его рождения, связанной с постригом первой жены Василия III,  до последних дней жизни Грозного), снял режиссер Андрей Эшпай. 

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!