oknakondrrat.jpg5d6e634f052e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Сентября
Пятница
Inst. FB TW VK OK
баннер-final.jpg5d6cbb36a0c0e
Баннер не установлен
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
54545-2-696x470.jpg5d3ae79e48150

В Беларуси разрабатывается проект Национальной стратегии активного долголетия

14:44 26.07.2019

Качественно новый подход в восприятии и отношении к пожилым был озвучен в мае прошлого года на Первом белорусском форуме-фестивале университетов третьего возраста в Минске.

Тогда с участием представителей государственных органов власти и общественных организаций проходили дискуссии, мастер-классы, презентации, выставки, состоялся обмен  опытом представителей Украины и России, стран Балтии по вопросу повышения качества жизни пожилых людей. По итогам обсуждений национальный координатор Беларуси по вопросам старения, заведующая отделом исследований рынка труда, занятости и социальной защиты населения НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Анна Закревская анонсировала: «Институт совместно с Министерством труда и социальной защиты рассматривает возможность создания проекта такого документа в следующем году. Не исключено формирование рабочей группы, в которую войдут представители органов госуправления, местных органов власти для учета региональной специфики, неправительственные организации, общественные объединения. Стратегия должна будет включать ряд составляющих, ее ядром должны стать меры по реализации потенциала пожилых для удовлетворения их потребностей во всех сферах жизнедеятельности».

В сентябре заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак добавил конкретики – разработка соответствующей Национальной стратегии начнется в 2019 году. «В этой работе будут задействованы все заинтересованные государственные органы: Минтруда и соцзащиты, министерства здравоохранения, образования, информации, финансово-экономические органы страны. Достижение пожилого возраста не означает, что каждый человек прекращает свою профессиональную деятельность. У этих людей есть желание реализовываться в профессиональной сфере, и мы должны такие механизмы предусмотреть, чтобы они, несмотря на возраст, могли продолжить свою деятельность, чтобы пожилой человек, если желает, мог реализовать себя. Сегодня пожилые стремятся к овладению современными информационными коммуникациями, общению, поэтому стратегия должна предусмотреть эти возможности».

Принятию такого комплексного документа предшествует проведение большой подготовительной работы: для начала надо создать периодизацию возрастов, на ее основе составить несколько вариантов демографического прогноза с учетом разных факторов, провести комплексное исследование положения всех категорий пожилых людей.

Белорусский вариант

По мнению депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Жанны Стативко, с учетом динамики процессов старения населения  в целях обеспечения социальной интеграции пожилых граждан и повышения эффективности использования их потенциала в настоящее время существует необходимость выдвижения интересов стареющего общества в приоритеты государственной политики. 

Обществу приходится все чаще сталкиваться с проблемами снижения численности трудоспособного населения и финансовой устойчивости пенсионной системы, обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами при одновременном росте государственных расходов на здравоохранение и социальное обслуживание. Но с другой – меняющиеся условия и обстоятельства побуждают правильно и заблаговременно на них реагировать.

– Сегодня формируется новое понимание того, что есть пожилой возраст и что такое достойная жизнь в пожилом возрасте. Демографическое старение населения  стало рассматриваться как новая реальность, открывающая позитивные возможности для всего общества. Соответственно, необходима новая стратегия государственной политики, направленная не только на усиление мер социальной защиты пожилых и повышение их благосостояния в широком понимании, но и эффективное использование их человеческого потенциала как важного и постоянно возрастающего ресурса. Оптимальным документом в данном плане должна стать Национальная стратегия действий в интересах пожилых граждан Республики Беларусь, отражающая содержание и приоритеты долгосрочной государственной политики страны по вопросам старения, – подчеркнула Жанна Стативко.

К слову, с учетом предложений от представителей рабочей группы название будущего документа может быть уточнено: Национальная стратегия действий в условиях старения населения или Национальная стратегия государственной политики по вопросам старения населения. Отечественное законодательное ноу-хау, по сути, будет представлять комплексную адаптацию соответствующего опыта – иностранного и белорусского – к современным реалиям. Надо отметить, что многочисленные аналоги данной нормотворческой инициативы уже апробированы и успешно действуют в ряде стран под практически теми же слегка отличающимися названиями. Так, в Российской Федерации действует Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, в Украине – Стратегия государственной политики по вопросам здорового и активного долголетия населения, в Польше – Долгосрочная программа развития в области старения. Также параллельно реализуются Стратегия норвежского правительства по созданию общества, дружественного для пожилых людей, ирландская Стратегия позитивного старения, Дорожная карта по обеспечению всестороннего учета проблем старения ЕЭК ООН.

Сроки действия нашей белорусской Стратегии также вариативны: с 2020-й по 2029 или с 2021 по 2030 годы.  Предлагаемый десятилетний период ее воплощения в практической плоскости обусловлен масштабностью поставленных задач, при этом обе незначительно отличающиеся хронологии определялись с учетом выполняемых в это же время Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Целей устойчивого развития.

Проект структуры данной Национальной стратегии состоит из четырех разделов. Первый – «Современное положение пожилых граждан в Республике Беларусь» – включает анализ нынешней демографической ситуации, характеристику состояния здоровья и медицинского обслуживания пожилых граждан, основных тенденций их трудовой занятости, социальной помощи, обслуживания, интеграции, семейного положения и досуга. Второй – «Цель, задачи и принципы Стратегии» – подразумевает повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего возраста, создание благоприятных условий для самостоятельной, независимой, полноценной жизнедеятельности, укрепления связей между поколениями, активное и здоровое долголетие посредством гармонизации усилий государства, общества и семьи. Третий перечисляет приоритетные направления и механизмы реализации Стратегии: в этом списке значатся трудовая занятость пожилых граждан, их участие в социально-экономическом развитии страны, ее регионов, в том числе через образование и повышение квалификации,  общественной и политической жизни, волонтерстве. Четвертый «прописывает» определение ожидаемых результатов, целевые показатели – ориентиры.

С учетом демографических критериев старения, принятых в международной практике, ожидаемой продолжительности жизни, показателей состояния здоровья пожилых граждан и их занятости на рынке труда, а также с учетом повышения пенсионного возраста предполагается использовать периодизацию, структура которой состоит из трех возрастных групп:

 «Старший возраст» – с 55 до 64 лет: активные в экономическом и социальном плане граждане, продолжающие осуществлять трудовую деятельность.

 «Старший возраст плюс» – с 65 до 79 лет: граждане, экономическая активность которых, как правило, значительно снижена, однако они еще достаточно социально активны и включены в общественную жизнь через частичную занятость, наставничество, уход за детьми и престарелыми и так далее. Многим из них на регулярной основе необходима медицинская помощь и социальные услуги.

 «Долгожители» – старше 80 лет: граждане, имеющие множественные проблемы со здоровьем и нуждающиеся в регулярном или постоянном уходе и помощи.

Срок – к октябрю

Символично, что проект Национальной стратегии запланировано внести на рассмотрение Совета Министров к 1 октября, когда в нашей республике традиционно отмечается Международный день пожилых людей: об этом еще в феврале сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. Не так давно во время пресс-конференции заместитель начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты Татьяна Федорова подтвердила: стратегия должна быть внесена на рассмотрение в правительство до 1 октября, она охватит широкий спектр вопросов.

 «Должна быть система образования, проходящая через всю жизнь, чтобы человек независимо от возраста мог поддерживать свою квалификацию. Наше общество меняется, и с учетом этого должны меняться все сферы деятельности. Речь идет не только об уровне потребления, системе соцобслуживания, но и сферах культуры, спорта, безбарьерной среде», проинформировала Татьяна Федорова.

Автор
Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!