кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Сентября
Четверг
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z2313.JPG5b8935206e499

В Кобринском районе трудится династия педагогов с общим стажем – более 500 лет

15:31 01.09.2018

Если дома каждый вечер педсовет, а поздравления «С новым годом!» звучат здесь первого, но не января, а сентября, значит, это семья педагогов. Для Вышинских начало учебного года – это уже традиционно большой семейный праздник, даже главнее классического Нового года. В первый осенний день они все спешат поздравить друг друга. А это задача нелегкая. Ведь в семье почти каждый второй – учитель.

Разобраться в семейных связях, кто кому брат, кто сват, человеку со стороны просто невозможно. Династия Вышинских насчитывает 4 поколения наставников. За семь десятилетий на ее генеалогическом древе «прописались» 25 человек, выбравших эту профессию. И в настоящее время их общий педагогический стаж составляет уже более 500 лет. 

– Если посчитать стаж только тех, кто сегодня сидит за этим столом, то уже набежит более 200 лет, – быстро сориентировалась и вывела цифру Людмила Вышинская, педагог Лукской средней школы. 


Любовь к подсчетам и цифрам у Вышинских – это семейное. Почти все в их роду – математики. Или преподают другие точные науки – физику и информатику.

На сегодняшней встрече за пузатым самоваром собрались семеро представителей династии. Среди них – лишь один учитель младших классов: Наталья Коняхина воспитала не одно поколение учеников, проработав более 30 лет в СШ № 8 г. Кобрина. Остальные же связали свой жизненный путь с уравнениями и формулами.

Наталья Щиглевская преподает математику в той же школе, что и ее тезка. Она – дочь Николая Вышинского, основателя педагогической династии, начало которой было положено еще в годы войны.

– До моего отца в роду педагоги не встречались, – вспоминает Наталья Николаевна, показывая нам черно-белую фотографию, где ее папа – совсем еще ребенок, рядом со своими родителями и братьями-сестрами. – Но у него было такое огромное желание стать учителем, что он пешком пришел в Брест из Демидовщины (деревня в Кобринском районе. – Е.Д.). Взял с собой какой-то минимальный запас еды: сало, яйца, хлеб и отправился поступать в учительский институт. Диплом он получил летом 1941-го. Счастливый лег спать в три часа ночи. А проснулся уже спустя час в диком ужасе: за стенами общежития были слышны взрывы...

В годы войны Николай Климович партизанил в отряде имени Кирова, за что не раз был отмечен боевыми наградами. А в 1944 году начал преподавать математику в деревне Шеметовка. В дальнейшем менялись только школы: Демидовщинская, Городецкая, Дивинская, а он оставался верен профессии.

– Честно говоря, родители не желали мне судьбы педагога, – говорит Наталья Николаевна. – Когда окончила школу, старший брат учился в БГУ на факультете радиофизики и электроники. Поэтому я последовала за ним. Поступила на прикладную математику и могла связать свое будущее с программированием. Но вышло все иначе. Папа – учитель, мама – тоже: преподавала русский и немецкий языки. Я, считайте, выросла на школьном дворе, впитала с маленького их образ жизни, потому и приняла решение, о котором ни разу не пожалела. 

Уже будучи студенткой БГУ, Наталья перевелась в педагогический институт имени М. Горького. О своем поступке она долго не могла рассказать родителям, так как очень боялась их расстроить. 

– Нет, родители никогда не ругали нас. Самое большое наказание было – если папа замолчал. Но это происходило крайне редко. Отец был очень душевный и невероятно добрый. Помню, как при поступлении в БГУ мы писали сочинение на тему «Самый человечный человек». Шел 1981 год, и все как один писали о Ленине. А я – о своем папе… 


Пример Николая Климовича вдохновил на выбор профессии не только его дочку Наталью, но и племянника Юлиана, а он в свою очередь и собственных детей – Александра и Галину. 

– Наш папа посвятил учительству более тридцати лет жизни, поэтому перед нами даже не стоял вопрос, кем быть, – рассказывает Галина Юлиановна.

В этом году она вышла на пенсию, а до этого преподавала математику 31 год, причем 27 из них – на одном месте: Болотской школе. 

Педагогический стаж ее брата Александра – на три года больше. Почти 20 он проработал учителем математики в Шеметовской школе, пока ее не закрыли в 2014 году. Сейчас он, его супруга Людмила Алексеевна и еще пять педагогов, которые раньше работали в Шеметовке, ездят на работу в соседнюю деревню Лука.

– Тетрадки мы проверяем в разных комнатах, у каждого есть свой стол, чтобы не мешать друг другу, – смеется Людмила Алексеевна. – А если у кого-то вдруг не получается решить какую-то задачу: мало ли, условие неверное, всегда приходим друг другу на помощь.  

– Но только если это задача не по физике, – уточняет Александр Юлианович. – Тут я, конечно, Люде не помощник…

Супруги Вышинские познакомились еще в институте: учились на одном факультете, но на разных специальностях: Людмила – на «физике и математике», а Александр – просто на «математике». А вот с троюродной сестрой своего мужа Ириной Людмила Алексеевна училась на одном потоке только в разных группах. 

– Для меня выбор профессии также был предопределен семьей. Братья отца, мои дяди – педагоги, сестры и братья тоже, куда деваться-то? – с улыбкой вспоминает Ирина Бадза. – Немного интереснее получилось с выбором специальности. В школьном аттестате у меня было только две четверки – по физике и математике. Вот я и решила доказать себе, что смогу. 


В профессии Ирина Сергеевна уже более тридцати лет, сегодня она преподает в Кобринской гимназии.

– Вместе с Ирой мы регулярно ездим на встречи выпускников в Брест, – говорит Людмила Алексеевна. – И давно заметили: из «наших» мало кто остался в школе и до сих пор преподает.

– Все потому, что престиж профессии учителя уже не тот, что в советское время, – грустно вздыхает Наталья Щиглевская. – Когда я окончила институт, у меня была возможность устроиться на работу в Брест, но я отказалась. Для меня всегда были во всем примером мама и папа, которые всю жизнь проработали в сельской школе, и я мечтала тоже уехать в деревню. В то время учитель на селе был чуть ли не единственным светочем, источником знаний, его знала в лицо каждая бабушка, к нему относились с глубоким почтением. 

Со временем отношение к педагогам в обществе очень поменялось, с досадой признают Вышинские.

– Сейчас очень тяжело быть учителем, – резюмирует Наталья Николаевна. – Нынешнее поколение часто незаслуженно ругают за то, что оно ничего не хочет знать. Но я вам скажу так: с детьми еще можно ладить. Самое сложное – найти общий язык с родителями, бабушками, дедушками и прочими родственниками, которые во всех бедах винят школу и учителей. Раньше как было? Родители приходили в школу и спрашивали: «Скажите, а за что нам поругать нашего Васю?». А сейчас все по-другому. Ставишь ребенку двойку, и сразу следуют претензии: «Это вы виноваты, вы должны были научить его на восемь». 

– Неудивительно, что сегодня молодежь не горит желанием работать в школе, – поддерживает родственницу Галина Юлиановна. – После первых двух лет молодые педагоги уходят. Не в другую школу, а насовсем из профессии. Они так и говорят: мы не работаем, а отрабатываем. А для нас, кто отдал школе не один десяток лет, это уже не просто профессия, а образ жизни. Мы себе другой жизни не представляем. 


В этом плане Вышинские действительно для многих кажутся чудаками. Тем более что сегодня самая известная в Кобринском районе педагогическая династия не прерывается, а, наоборот, успешно продолжается уже четвертым поколением учителей. Среди них – 31-летняя Ольга, работающая в СШ №2 г. Кобрина. Дочь Людмилы и Александра Вышинских окончила Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина по специальности «Математика, информатика». Преподает она уже девять лет. 

–  Откровенно говоря, мы долго и упорно отговаривали от этой профессии Олю, – говорит Людмила Алексеевна. – Она видела на нашем примере, что это адский труд, забирающий все свободное время, но все равно сказала: «Буду учителем и сделаю все невозможное, чтобы поступить». Конечно, мы очень гордимся нашей девочкой. При среднем проходном балле 13 она набрала 23.

 – А потом пошла на второе высшее. Я радостно потирал ладошки – «Банковское дело»: ну, думаю, устроится Оля в банк, – улыбается Александр Юлианович. – Но не тут-то было! Она все равно продолжает работать в школе. И думаю, уже отсюда не уйдет. Не зря же среди педагогов бытует шутка: если ты проработал в школе десять лет, то это уже диагноз.

Младшая дочка Александра и Людмилы Алеся – десятиклассница, но пока с выбором профессии не определилась.

– Она не очень хочет идти в учителя, хотя намеки есть, – не скрывая радости, говорят родители.

От таких слов девочка немного смущается. Чтобы снять напряжение, одна из тетушек интересуется:  

– А с каким настроением, Алеся, ты идешь в школу? 

– С хорошим, конечно.  

– Настроение хорошее, – мысль сестры подхватывает Ольга, – потому что сейчас дети все лето сидят в компьютерах, переписываются в интернете и лично не общаются. Они хотят прийти в школу, чтобы первую неделю, а то и две просто наговориться! 


Никак наговориться не могут и Вышинские. Повторно закипает самовар. И за чашкой чая вспоминаются самые теплые моменты, связанные со школьной жизнью.

– Помню, что мы всегда ждали 1 сентября с огромным нетерпением, – ностальгирует по детству Наталья Коняхина. – Так хотелось поскорее надеть любимое платьице с плисировочкой, белый накрахмаленный фартучек. Но больше всего 1 сентября у меня ассоциируется с гладиолусами. Мы жили в деревне, в огороде у нас всегда росло очень много цветов. Но каждый год мама неизменно 30 августа собиралась в Кобрин, откуда привозила нам самые красивые букеты из метровых гладиолусов. Потому что для нас это был самый большой и светлый праздник, нам очень хотелось в этот день уважить любимых учителей… 

Внимание со стороны нынешних и бывших учеников – это самое дорогое для любого наставника, единодушно признают Вышинские. Такие простые слова как «здравствуйте» и «спасибо», сказанные за порогом школы спустя годы после выпуска, и вдохновляют педагогов следовать выбранному пути, закрывая глаза на многие сложности: горы бумажной работы, небольшую зарплату и падающий престиж учительской профессии...

фото Валерия КОРОЛЯ 

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!