кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Сентября
Среда
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
457653_big_cc87afa6fb.jpg5b521edf865cf

Версия об основании Бреста киевским князем Владимиром (Красным Солнышко)

20:41 20.07.2018

Легенда о купце

Как и у многих древних городов, у Бреста есть свое легендарное начало. Впервые эту знаменитую легенду рассказал широкой общественности литератор и этнограф П.М.Шпилевский, напечатав в 1853 – 1855 гг. в российском журнале «Современник» цикл очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю».

Она повествует о богатом купце, который со своими товарищами отправился с товаром в Литву. Торговый караван пробирался по бездорожью, через колючие кустарники и дремучие леса. Внезапно путь преградила болотная трясина. Колеса повозок намертво увязли, лошади не могли сделать ни шагу. Не привыкли купцы отступать от цели - нарубили берез, покрыли черную топь белым березовым настилом. Перешел обоз болото по зыбкому, но прочному березовому тракту и остановился передохнуть у небольшой речушки. Она невдалеке вливалась в более широкую реку и образовывала с ней остров, густо поросший деревьями. Отблагодарили купцы своего языческого бога Велеса за благополучный переход болот: в его честь построили на острове капище. Снова двинулся караван... После удачного промысла в литовских землях торговцы возвращались с большими барышами. Сделали привал у Велесова капища, срубили несколько изб и решили остаться в этих местах навсегда. Не забыли трудной дороги по болотам - назвали новый город Берестьем.

Через 40 лет, в 1894 г., другой автор, священник Лев Паевский, изучая визиты (своеобразные дневники – реестры) старинных храмов Бреста, обнаружил любопытные заметки в визитационной книге Свято-Николаевской кафедральной церкви, позволившие привнести в описание «первоначала» новые детали. Баснословный купец, который провозил товары, был – де «казаком» и завяз он в реке Мухавец. И не мог «иначе освободиться, как только давши обет по благополучном возвращении, продавши товары, построить в этом городе Бресте церковь во имя Св.Николая».

Как видно, Лев Паевский связывает предание только с основанием храма, подразумевая, что сам город уже существовал.

Но давайте внимательно рассмотрим легенду, записанную Павлом Шпилевским. Начнем того, что под Литвой, в которую ехал купец, хоть и упоминается впервые в письменных источниках в 1009 году, имелась ввиду Великое Княжество Литовское, которое образовалось в середине XIII в. К тому же, Брест был основан на слиянии рек Мухавец и Западный Буг, а это торговый путь в Польшу, а не в Литву, путь к которой лежит через реку Неман и его притоки. Поэтому куда ехал купец: в еще не существующее Великое Княжество Литовское или все-таки в Польшу, большая загадка.

При прочтении легенды появляется еще один вопрос: как купец со своими товарищами угодили в это злосчастное болото? Ведь впереди телеги всегда идет лошадь, которая тащит повозку за собой. Неужели никто не заметил, что лошадь, шедшая первой, не может сдвинуться с места, потому что увязла в болоте?

И даже если списать этот момент на невнимательность купцов, в легенде есть еще большая бессмыслица. Как можно было вернуться жить на болото, в котором ты чуть не лишился жизни?

Легенда есть у каждого древнего города. Она передается из поколения в поколение. Вот только в случае нашего города все не так просто. Если когда и было подлинное предание об основании Берестья, то оно не могло дойти до нас, ведь всё (или почти всё) население города несколько раз за свою историю уничтожалось. Сперва в 1240/1241 г.жители Берестья были все убиты монголо-татарами, а затем численность населения значительно сокращалась в 1379 г. после рейда крестоносцев Тевтонского Ордена, в 1500 г. после разграбления Бреста крымскими татарами Менгли I Герея, в 1660 г. после взятия города московским воеводой Хованским и в 1706 г. после взятия Бреста шведскими войсками Карла XII.

Но, несмотря на массу возникающих вопросов и логических неувязок, легенда о купце отображается везде: в учебном пособии по истории Беларуси за 6 класс, в путеводителях по Бресту, и даже на памятнике 1000-летия Бреста есть барельеф и надпись с кратким ее изложением.

 


Данные археологии и летописей о Берестье

Официальную хронику городов общепринято начинать с момента их первого письменного упоминания в источниках древности. Дата упоминания, таким образом, есть начало городской метрики. Берестье впервые прозвучало в  Первой Новгородской летописи, в описании событий 1017 года. Тем не менее, официальный отсчёт истории нашего города начинается от другой даты – 1019 год.

В «Повести временных лет», составленной монахом Нестором Летописцем, знаменитый летописец указал: «Святополк бежа. Бежащу ему, нападе на нь (него) бес, и расслабеша кости его, не можащеседети на кони, и несяхуть и (его) на носилях… принесоша и (его) к Берестью». Несомненно, к моменту бегства князя, изможденного неудачами и болезнью, град над Бугом уже стоял. Но «началом начал» считается все – таки год 1019.

Источники подтверждают один важный факт: Берестье изначально, с момента возникновения самых первых поселений, занимало пограничное положение. Статус города межевого, перекрестного, выгодно на дорогах – путях лежащего, определил затем его жизнь на века вперед.

Бегство князя Святополка через Берестье – эпизод междоусобицы с братом Ярославом, князем новгородским. Оба претендовали на великокняжеский престол в Киеве, который после смерти в 1015 году их отца, Владимира, оставался незанятым. Интриги, кровавые заговоры и даже братоубийство – вполне обычные вещи для того времени.

В 1020 году в Берестье окончательно утвердились польские дружины, возглавляемые знаменитым польским князем, а затем королём Болеславом Храбрым.

Таким образом, на основе письменных источников можно сделать вывод, что впервые Берестье упоминается в летописях в связи с борьбой за Киевское княжество после смерти Владимира Святославича между Ярославом Мудрым, Святополком Окоянным и Болеславом Храбрым.

Необходимо обратиться к данным археологии. В 1960-1977 гг. и 2006 г. археологические раскопки древнего Берестья проводил Петр Федорович Лысенко. В итоге он пришел к выводу, что поселение на острове и мысе между реками существовало в последней четверти X в. (Лысенко П.Ф. Открытие Берестья/П.Ф. Лысенко. – 2-е изд., доп. – Мн.: Белорусская наука, 2007., с.177).

В таком случае следует говорить об удревнении времени существования Берестья по крайней мере на 40 – 50 лет.

 

Могли ли викинги основать Берестье?

Современные брестчане мало знают о происхождении своего города, и вряд ли стремятся узнать об этом больше. Однако есть неравнодушные люди, желающие добраться до правды об основании нашего города. Одним из таких людей является Михаил Гайдукович, известный в городе архитектор, предложивший свою гипотезу основания Берестья викингами и происхождения его названия от слова «бер» - медведь, которую нельзя оставить без внимания.

На мой взгляд, эта гипотеза Михаила Гайдукевича мало состоятельна. Во-первых, при археологических раскопках не было найдено большого количества артефактов, относящихся к материальной культуры викингов (варягов) в сравнении с городами, действительно основанными ими: Ладога, Гнездово и др.; во-вторых, основа названия нашего города не «бер», а славянское слово «берест».

 

Владимир Святославич – основатель Берестья?

Моя авторская гипотеза состоит в том, что город Берестье был основан киевским князем Владимиром Святославичем (Красным Солнышко).


Данные археологии и летописей говорят о том, что наш город возник приблизительно в 975 – 1015 годах. Это как раз время правления киевского князя Владимира Святославича 978 – 1015 гг.– фактического создателя Киевского государства в полном смысле этого слова. Такая же фундаментальная личность, как  Иван IV Грозный – основатель Московского царства и Петр I Великий – основатель Российской империи. Владимир Святославич за годы своего правления основал ряд городов, укрепляя границы Киевского государства на западе, северо-востоке и юге: Владимир-на-Клязьме, Владимир-Волынский, Суздаль, Изяславль, Белгород, Переяславль, Василев и др. После захвата власти в Киеве, Владимир Святославич, начал совершать военные походы с целью присоединения новых земель к Киеву, которые, как правило, заканчивались основанием нового города.


 

Киевский князь Владимир Святославич (Красное Солнышко). Изображение из Царского титулярника 1672 г.


 «В лето 6491(983) – читаем в «Повести временных лет», - пошел Владимир на ятвягов, и победил ятвягов, и взял землю их». Необходимо в первую очередь выяснить: кто такие ятвяги и где они жили? Это воинственные западнобалтские племена. По мнению докторов исторических наук из Института археологии АН СССР Юрия Владимировича Кухаренко и Валентина Васильевича Седова, которые руководили археологическими раскопками в Беларуси, ятвяги в 1-м – начале 2-го тысячелетия жили на территории между Неманом и Наревом, а также на Подляшье и Берестейской земле.

Именно этот поход на ятвягов, по нашему предположению, завершился основанием Берестья. Почему? После покорения ятвягов киевский князь Владимир не мог просто так покинуть завоеванные земли. Необходим был город как:

1) военно-оборонительный центр на покоренных землях ятвягов. Даже через 250 лет после похода Владимира противостояние Берестье – ятвяги не исчезло. В 1229 г. волынские князья Даниил и Василько Романовичи отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречиземле от Ятвязь».

2) центр сбора дани с покоренных племен ятвягов. Это очень важная функция города в те времена. Владимир Святославич покорил в 984 г. радимичей. В их землях нового города он не поставил, так как рядом были два крупных города – Чернигов и Любеч, и приказал привозить ежегодную дань туда. В нашем случае с ятвягами, рядом не было городов. Но экономическая связь Берестье – ятвяги заключалась не только в сбора дани, была и обратная связь. В случае проблем ятвяги обращались за помощью именно к жителям Берестья. В 1279 г. был голод у ятвягов, и они обратились за помощью к берестейскому правителю князю Владимиру Васильковичу с просьбой продать жито. «Володимир же из Берестья послал к ним жито в лодьях по Бугу».

3) контроль над торговлей по важному водному пути – р.Западный Буг, который соединял земли современной Западной Украины (города Червен и Перемышль) с Польшей. В дальнейшем продвижение на север вдоль Западного Буга продолжалось для большего контроля над торговлей. Во второй половине XI в. был основан город Дорогичин, в котором было обнаружено несколько тысяч свинцовых товарных пломб (по разным сведениям от не менее 8,5 до не более 15 тысяч), в 2 раза больше чем в знаменитом Великом Новгороде. Это показывает большую значимость торговли по реке Западный Буг для Киевской государства.

Возникает еще один вопрос: какое было население Берестья в последней четверти Х века? Возможно, Владимир Святославич для строительства и укрепления города, использовал населения селищ на берегах р. Западный Буг, но и, как это было в случаях с Переяславлем, Белгородом и Василевым, переселял дружинников, ремесленников и торговцев из других городов. Вполне вероятно, в этом случае, он переселил часть жителей из ближайшего дреговичского города Турова. Пётр Лысенко доказал на основе найденных артефактов, что первыми жителями Берестья были как раз дреговичи.

Более сложным остается вопрос о происхождении названия. Сомнительно, что можно было назвать город в честь коры березы, вида дерева, которого вообще нет в нашем регионе. Достоверно одно – берестье – славянское название. Можно предложить еще одну гипотезу: название нашего города очень созвучно названию загородной резиденции Владимира Святославича – села Берестово. Возможно природа и река Западный Буг напомнили князю красивые места вокруг Берестова и он дал название новому городу в честь своей любимой резиденции.

Остается еще один вопрос: если все так и было, то почему Нестор Летописец об этом не написал. Во-первых, события 983 г. происходили в дописьменный период восточных славян, а значит передавались из поколения в поколение устно, во-вторых, основание нового города в далеке от Киева закрыло другое яркое событие, связанное с успешным походом на ятвягов князя Владимира. По прибытию князя с войском в Киев в честь успешного похода было решено принести человеческие жертвы языческим богам. Жребий пал на мальчика Ивана, сына варяга-христианина Федора. Варяг Федор закрылся с сыном в доме от толпы, руководимой языческими волхвами, и храбро защищаясь погиб, не дав осквернить сына на языческом капище.


 

Убийство варяга-христианина Федора и его сына Иоанна. Миниатюра Радзивилловской летописи

 На месте дома варяга Федора в 988/989 г. киевский князь Владимир Святославич построит первую православную церковь на Руси – в честь Пресвятой Богородицы – Десятинную церковь (так как киевский князь на содержание ей отдавал десятую часть своих доходов).

Таким образом, город Берестье вполне мог быть основан Владимиром Святославичем (Красным Солнышко) в 983 г. в результате успешного похода на ятвягов, которые в X в. населяли Прибужье. Такой важный центр не мог возникнуть сам по себе. Возникновение города Берестье – результат продуманной государственной политики киевского князя Владимира Святославича.

Автор
Сергей СЕРКО, учитель истории СШ №18 г. Бреста

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!