Этот
вопрос, начиная с прошлого века и по сей день, мне периодически приходится
слышать. А один из собеседников якобы слышал, что крематорий будут строить на…Тришинском кладбище! Забегая вперед, скажу: нет и нет!
В
культурно-исторических традициях некоторых народов, давайте вспомним, предание
тел умерших огню естественно и обусловлено их верой, а следовательно, и их
суждениям о загробной жизни. А в нашей сегодняшней действительности…
Помнится, поразил меня один факт, который позволю себе привести. Любителям фантастики не надо объяснять, кто такие братья Стругацкие. Старший брат, Аркадий, умер достаточно давно, а младший, Борис, – в ноябре 2012 года. Был он, кстати, по профессии астрономом, работал в Пулковской обсерватории. После смерти кремирован. Так вот: согласно волеизъявлению непревзойденного фантаста, его прах (вместе с прахом его супруги) в 2014-м был развеян над Пулковскими высотами. Хоть чуточку ближе к своим возлюбленным звездам стал, подумалось мне…
Но
это – в России. А что же – в Беларуси, в Бресте?
От
одной из задавших вопрос о кремировании услышала: мне бы хотелось, чтобы мой
прах развеяли… над Мухавцем! Однако, как
известно, крематория в областном центре нет. И в обозримом будущем, кажется, не
будет. Почему? Вот здесь обращаемся вновь к Алексею Шевердину.
–
Вопрос о том, почему в Бресте нет крематория, и я также слышу с тех пор, как
стал работать директором КУП «Брестское спецпредприятие», – говорит Алексей Владимирович. – Действительно, почему? Да
потому, что, согласно нашим нормативным документам, это сооружение
целесообразно строить лишь в так называемых городах-«миллионниках», т.е. тех,
где население не менее одного миллиона жителей. На сегодняшний день в нашей
стране такой – только Минск, где единственный в стране крематорий был открыт 1 августа 1986 года.
Но
и с тех давних пор он никогда не был полностью загружен (сейчас – порядка 60%).
Свою волю быть после смерти кремированными изъявляют преимущественно жители
столицы; регионы же пока к этому морально не готовы.
В то же время кремация людей различных вероисповеданий куда более активно востребована в странах Европы, в крупных российских мегаполисах. И, кстати, как раз из России тела усопших привозят в Минск для этого, поскольку цены на процедуру кремирования у нас ниже.
Что
касается Бреста, то тема наличия крематория давно обсуждалась, имеются
потенциальные инвесторы, однако... А по поводу развеивания праха… таких случаев
у нас еще не было.
– Для тех, кого данная тема интересует, давайте точно обозначим, в какую сумму
обходится кремирование?
–
Представьте себе, даже немного дешевле, чем традиционное захоронение. Потому
что, к примеру, дорогие лакированные гробы на кремацию не принимаются, венки –
также. Сама кремация – в среднем где-то 300 рублей, плюс еще столько же –
доставка тела в Минск и урны с прахом обратно.
Сопоставьте полученную сумму с государственным пособием на погребение – так его хватает, даже с избытком. В общем, выгоднее получается, во-первых, экономически, а во-вторых, при подзахоронении урны – никаких проблем с просадкой, наклоном памятника в будущем; кроме того, и новый памятник можно установить практически сразу, а не ожидая год.
И
такое подзахоронение можно произвести на любом кладбище, включая даже такое старое, как Тришинское. Единственное – этот
вопрос должен решаться в официальном порядке, а то ведь бывали случаи, когда
люди, не поставив нас в известность, производили подзахоронение самовольно. Так
поступать ни в коем случае нельзя! Иначе будет сведен на нет весь учет и опять
будет непонятно, кто, где и когда захоронен.
– В такой непростой теме есть один весьма
деликатный момент: вера…
– Да, это и является тем самым «камнем преткновения». поскольку белорусы в целом – верующие православные люди. И когда года два назад я поднял этот вопрос в Брестской епархии, то мы не менее шести раз собирались и обсуждали кремирование; возникла большая полемика, множество споров было, высказывались и «за», и «против».
С
одной стороны, все мы по закону имеем право на такой способ упокоения. С другой
– как же быть с обрядом отпевания усопшего, коль был он при жизни человеком
верующим, православным? В итоге принято
решение: отпевать умершего (либо согласно его прижизненного волеизъявления,
либо по решению близких родственников) можно лишь в исключительных случаях (до
кремации) и то – после предварительной доверительной и убедительной беседы
священнослужителей с этими родственниками. И при этом четко оговорено непременное условие:
захоронение урны с прахом тела, над которым совершен обряд отпевания, должно
производиться только в землю.
– Еще возник вопрос, который, как мне известно,
пока «завис». А именно – о строительстве в областном центре колумбария.
–
Очень, должен сказать, непростой вопрос. В крупных городах, где есть
крематорий, возводят и колумбарий.
Однако в Бресте в этом нет смысла.
Конечно,
наше предприятие может возвести это сооружение практически за месяц, но… я
считаю, сначала эту тему надо с помощью СМИ, интернета вынести на обсуждение,
провести социологический опрос и уже тогда, сделав вывод, насколько люди к
этому готовы, принимать решение.
К
тому же есть еще варианты – не закрытое помещение, а колумбарная стена,
гранитные тумбы… Я бы хотел установить такие тумбы (очень красивые, кстати) на
центральной аллее на «Плоске». Поскольку эта аллея все равно пустует. Но пока
решил отложить эту идею. Да и есть ли в том нужда сегодня, когда осуществить
кремирование своего тела после смерти изъявляют всего-то 1-2 человека в
полугодие?
Об отношении православной церкви к кремации можно
узнать из документа «О христианском погребении усопших», принятого 15.05.2015
г. Священным Синодом Русской Православной Церкви.
В
данном документе говорится о том, что Церковь считает кремацию явлением
нежелательным и не одобряет ее. Однако снисхождение к факту кремации может
допускаться лишь при наличии весьма
объективных причин.
Погребение
усопшего в землю связано с исконно христианской традицией. В указанном выше
документе Русской Православной Церкви говорится: «Учитывая древнюю традицию
благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный
Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле.» В учении Церкви о
необходимости предавать усопших земле важный акцент ставится т на день
всеобщего воскресения: «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19), «посеянное в
тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42), «Дотоле же возвратится прах в
землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Помимо
ссылок на Священное Писание, в котором имеется множество указаний на погребение
человека в землю, важную роль играет упомянутое благоговейное отношение
христиан к телу усопшего. Сжигание тел являлось языческим обычаем, который был
вытеснен христианской культурой. В огне сжигается все ненужное, а в землю часто
кладут что-то весьма важное на сохранение. Полагая усопшего в землю, верующие
люди указывают на то, что его тело является ценностью, храмом, в котором жила
душа, и поэтому оно кладется в землю и находится там до дня всеобщего
воскресения. В традиции Церкви по отношению к умершему человеку употребляется
слово «усопший», т.е. уснувший до определенного срока, а именно до дня
всеобщего воскресения.
Многие приводят суждения, что кремация является чем-то прогрессивным, современным, удобным, что с колумбарием гораздо меньше забот, чем с могилами, а кого-то, возможно, привлекает идея рассеять останки в том или ином месте, что с точки зрения верующего человека является вообще недопустимым.
Церковь
видит во всём этом удаление от наших исконных традиций, а также непонимание
христианской культуры и мировоззрения, которые заменяются идеями удобства.
Оставить комментарий: