okna.gif587e06ded838a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Ноября
Воскресенье
FB TW VK OK
Баннер не установлен
промбурвод2.gif5881a965f2bf9
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Какой транспорт вы чаще всего используете в городе?
Курс валют в Бресте и области
DSC_1656.JPG5a02f8f3947d7

И коров пасти, и на танцы ходить. Житель Дрогичинского района плетет лапти старинным способом

14:22 08.11.2017

Помните выражение «Лыка не вяжет»? Корнями оно уходит в глубокую старину – в те времена, когда самой популярной обувью крестьян были лапти, которые они плели из липовой коры – лыка. Нынче так говорят о выпившем человеке, но раньше у слов этих было совсем иное значение: лыка не вяжет – элементарных действий выполнить не может. То есть для наших предков плетение лаптей было плевым делом, подвластным каждому.  Сейчас же владеющего такими навыками днем с огнем не сыскать, но ZARYA.BY нашла такого умельца и узнала о секретах плетения забытой обуви. 

Федор Булыга, житель деревни Вулька Дрогичинского района, встречает нас со своей супругой Евдокией Зинович в просторном уютном доме. Взгляд цепляется за широкий стол в центре зала, уставленный дипломами, грамотами и благодарностями. 


Фольклорный семейный дуэт – лауреат районных, областных и республиканских конкурсов и фестивалей в таких номинациях, как «Декоративно-прикладное искусство», «Фольклорно-этнографический жанр» и других. Творческая семья хранит белорусские национальные традиции, связанные не только с плетением традиционной обуви, – супруги перкрасно поют Народные песни.

Активная пара, несмотря на свой уважаемый возраст – и Федору, и Евдокии больше 70 лет, – не отказывается от частых приглашений на фестивали различного уровня. Там они участвуют в выставках национальной одежды, а также исполняют народные песни. 

Напевая одну из «жемчужин» фольклора, Федор Федорович достает свои запасы – несколько пар лаптей разных размеров и на любой вкус. Темно-коричневые – из лозы, более традиционные. Черно-белые – модернизированный вариант, в них мастер использует не природный материал, а пластмассовые ленты – таким лаптям сносу нет, как говорит Федор Федорович. 


Свою первую пару мужчина сплел в 12 лет. Обучил его старому ремеслу отец Федор Григорьевич, с которым, в свою очередь, навыками поделился его отец. Для плетения Федор Булыга обычно использует лозу, однако раньше, по его словам, в быту чаще встречались лапти лыковые – из липовой коры, а также из бересты, дуба, ракитницы или вяза. 

В зависимости от материала такая обувь по-разному называлась: берестяники, дубовики, ракитники и другие. Способы плетения лаптей – например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка – были свои у жителей разных регионов и вплоть до начала нашего века разнились по областям. По фасону лаптя можно было легко догадаться, откуда его владелец.


Рассказав немного  о тонкостях ремесла, Федор Федорович приступает к практической части – дает мастер-класс по плетению лаптей.

– Технология такова. Берем по две полоски лозы в каждую руку, скрещиваем их посередине. Теперь все концы, идущие вверх, загибаем через середину вниз. В руках окажется восемь концов. Заплетаем их так, как плели бы косу: берем одну полоску и переплетаем с остальными, которые оказываются на пути, – рассказывает Федор Федорович.

Наиболее ответственный и кропотливый момент для мастера – формирование носка обуви. 

– Чтобы укрепить пятку и подошву, можно сделать второе наплетение. В былые времена, когда лапти были основной обувью, прохудившиеся их части чинили – вплетали новые полосочки лыка, – объясняет Федор Булыга.


Сейчас он плетет обувь скорее для души, чем по необходимости. Порой лапти заказывают у него артисты народных коллективов – чтобы костюм был полностью выдержан в старинном национальном стиле.

А раньше, вспоминает рассказчик, эта легкая экологичная обувь активно использовалась в быту: в ней и коров пасли, и траву косили, и сено гребли, и по дому управлялись, и даже на танцы ходили.

– Брали две пары – в одной шли до сельского клуба, а вторую – танцевальную, нарядную – несли, перекинув через плечо, – рассказывает Федор Федорович. 

Лаптей при активной ходьбе хватало крестьянам на 2-3 дня. Выходит, чтобы наплести обуви на год, людям приходилось изрядно потрудиться, запасаясь на год корой деревьев.


Лозу супруги Федор и Евдокия заготавливают ранней весной, с началом сокодвижения у деревьев. Снимают кору, скручивают ее в катушки и так хранят. Затем по мере использования замачивают запасенный материал в воде, раскручивают и плетут обувь.

Крепятся лапти наподобие греческих сандалий. К ним привязывается веревка, которая опоясывает ногу поверх портянок.   

Эта обувь воспринимается сегодня как привет из далекого прошлого, как частичка истории быта наших предков. Да, в наше время она неактуальна, чудаковата и местами угловата. Но, когда ради интереса примеряешь ее, начинаешь понимать старцев, говоривших, что в лаптях «нога радуется и просит ходу»: это практически невесомая, комфортная, а главное – экологически чистая обувь. 

фото автора 

Автор
Юлия ОЛЕЩЕНЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!