кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

17
Декабря
Воскресенье
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
ВЫХОДНОЙ.jpg59a673af0e8b3
Что? Где? Когда?
Какой транспорт вы чаще всего используете в городе?
Курс валют в Бресте и области
qdEQvkQE_7A.jpg59f2e64d9a001

Отряд «Авиапоиск-Брест» за год нашел и поднял несколько самолетов времен войны (фото)

10:54 27.10.2017

ZARYA.BY уже не раз освещала деятельность историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» по поиску и увековечению имен погибших в годы войны на территории Брестской области советских летчиков. Мы встретились с руководителем отряда Владимиром Бухта и попросили рассказать его о результатах поискового сезона 2017 года.

– Далеко не каждая разведка места предполагаемого падения самолета оказывается результативной, иной раз искать приходится месяцами, – рассказывает Владимир. – Промежуток времени между определением места падения и подъемом самолета еще больше. 

В этом году отряд готовил подъем трех самолетов: одного дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф и двух истребителей И-153 и ЯК-9Т. Начать было решено с ДБ-3Ф, найденного в районе Телехан. 


Подготовка шла с августа 2016-го. После согласований организационных вопросов с руководством мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», Ивацевичского райисполкома, подачи информационного листа по местам падения самолетов в Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил дату начала подъема назначили на 4 июля 2017 года. 

Но из-за прошедших сильных дождей поднялся уровень грунтовых вод и техника, выделенная одной из ивацевичской ПМК, не смогла пройти к месту работ.


– Тогда мы приняли решение о переносе срока по подъему этого борта на следующий, 2018 год, и переехали в Жабинковский район, – продолжает руководитель отряда. – Это урочище местные жители называют «Калина». Во время разведки, которую мы проводили в марте, нам удалось обнаружить детали с номерами двигателя и самолета, по которым будет подтверждено, что это истребитель И-153 «Чайка» лейтенанта Федяя И.Е. из 123-го истребительного авиаполка 10-й смешанной авиадивизии, базировавшейся на аэродроме Стригово под Кобрином. Утром 22 июня 1941 года помощник штурмана эскадрильи лейтенант Иван Евдокимович Федяй погиб в воздушном бою, вступив в смертельную схватку один против 18 вражеских самолетов.


5 июля на завершающем этапе подъема истребителя «Авиапоиском-Брест» совместно с военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона были найдены частичные останки летчика. Фрагменты истребителя были переданы в одну из средних школ Жабинки. Некоторые детали с номерами двигателя и самолета, прицел авиационного пулемета переданы в музей Брестской крепости. 

Из Жабинковского района отряд двинулся на север. В начале года в «Авиапоиск-Брест» обратился сотрудник газеты «Во славу Родины». Он сообщил поисковикам, что один из местных жителей Каменецкого района готов показать место падения советского самолета, сбитого зенитным огнем немцев в июле 1944 года. 


Как только сошел снег, отряд выехал к тому месту. Находки в первых же проверочных шурфах подтвердили информацию. Повторный выезд и новые фрагменты борта, найденные на месте падения, дали зацепку в направлении поиска по авиачастям, которые вели бои в этом районе. 

За помощью в идентификации самолета и проверке архивных данных «Авиапоиск-Брест» обратился к российским поисковикам, а сотрудники мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Удалось установить тип самолета, его марку и фамилию летчика. Полученную информацию требовалось подтвердить. Этому и была посвящена поездка в деревню Рясно Каменецкого района.


– Три дня мы вели поиски. Копали воронку лопатами. Начали в пятницу, а в воскресенье поняли, что без техники нам не справиться, – рассказывает Владимир Бухта. – Мир не без добрых людей. Спасибо генеральному директору ОАО «Беловежский» Дуньковичу Александру и начальнику Рясненского отделения ОАО «Беловежский» Сергею Козелу – техника пришла на помощь вовремя. Все найденные архивные документы, фрагменты самолета, дата и место его гибели, воспоминания очевидцев указывают на то, что это ЯК-9Т Героя Советского Союза старшего лейтенанта Арсения Морозова.


Так, благодаря неравнодушным людям, открываются ранее не известные страницы Великой Отечественной войны, пропавшие без вести бойцы возвращаются из небытия. Результатами своей работы они могут гордиться, но поиск продолжается. 

– Сделано в этом году немало, – говорит Владимир. К сожалению, не удалось осуществить все задуманное на этот год. Уже несколько лет мы не можем поднять ДБ-3Ф, найденный в районе Телехан. Так и лежит он в болоте... Мы на 90 процентов уверены, что сможем установить и увековечить имена погибших летчиков. Нужна техническая поддержка при подъеме. Надеемся, что и в следующем году, как и в этом, отряд поддержат.




Уважаемые читатели «Зари»! Если вы располагаете сведениями о местах падения самолетов, могилах советских летчиков, просим сообщить об этом историко-патриотическо-техническому отряду «Авиапоиск-Брест» на e-mail: viadimirbrest@bk.ru

Автор
Олег ГРЕБЕННИКОВ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!