кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Ноября
Воскресенье
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_.jpg59c20d5a7d471
obv.jpg5887175be6a38
Что? Где? Когда?
Какой транспорт вы чаще всего используете в городе?
Курс валют в Бресте и области
narybi.jpg59b65876de885

Полесские нарубы: защита от вампиров или погребальная традиция?

12:33 11.09.2017

Этнографы утверждают, что погребальные обычаи и обряды — это своеобразные иллюстрации к истории народа. Тут прослеживаются верования и мифы, и даже изменения природных и климатических условий. В этом плане кладбища Полесья – одного из наиболее богатых этнокультурных регионов – выделяются особо. 

Речь идет о нарубах – древней погребальной традиции укладывать на могилы деревянные колоды, которые в разных регионах различаются по размеру, форме, способу обработки и даже названию. Наиболее часто встречаемые из них – наруб, приклад, прихором. 



Чем они заинтересовали проект «Уфоком» и как попали в планы его экспедиций, корреспонденту ZARYA.BY рассказал заместитель координатора проекта Виктор Гайдучик.

*«Уфоком» – это неформальное сообщество энтузиастов, занимающееся исследованием аномальных явлений.

– Дело в том, что благодаря нарубам одна глухая деревушка Пинского района обрела довольно специфическую славу, – рассказывает Виктор. – Это деревня Паре, которая с подачи одной газетной публикации стала известна как «деревня вампиров». Ее автор, вероятно, руководствовался материалами пинского краеведа Вячеслава Ильенкова, который описал полузабытую традицию местных жителей класть на могилы дубовые колоды, а также привел слова старожилов, объяснивших ему ее смысл: «Так еще при наших отцах делали, чтобы покойники с кладбища домой не возвращались. Привалят могилу нарубом, и все спокойно».

Стоит отметить, что подобная мотивация традиции была зафиксирована исследователями не только в этой деревне Полесья, хотя далеко не везде этот обычай объяснялся именно таким образом. 

В большинстве мест встречается более тривиальное объяснение: так поступали, чтобы обозначить место погребения, так как в прежние времена было весьма проблематично использовать для этих целей камень или бетон. Изучение литературы об этой весьма архаической традиции показало, что тема на сегодня является неразработанной и здесь еще многое следовало бы сделать. Поэтому целью начатой в этом году серии экспедиций этнографического характера поставлено более точное определение ареала распространения нарубов в прошлом и попутно сбор народных поверий, с ними связанных.


Первая серия экспедиций стартовала весной этого года. В конце мая исследователи побывали в деревнях Лущики, Октябрь, Плянта Кобринского района, но там следов древней погребальной традиции обнаружить не удалось. Было решено отправиться в район деревни Онисковичи, в которой обычай устанавливать нарубы был зафиксирован исследователями Полесья в восьмидесятых годах. По пути было обследовано кладбище у деревни Бородичи, где из старых форм надгробий встретились лишь деревянные кресты, надмогильные камни, в которых крепились металлические кресты, а также несколько деревянных столбообразных надгробий, вырезанных из цельного куска дерева, с установленным в верхней части крестом. Последние датировались сороковыми годами. 

В Онисковичах оказалось, что жители этой деревни хоронят своих умерших на кладбище Бородичей, и никто из опрошенных старожилов о нарубах не вспомнил. Не оказалось нарубов и в старом некрополе у деревни Выгода.


– Но один наруб в той поездке нам все же удалось найти, – говорит Виктор. – На кладбище деревни Мазуры на одной из могил мы обнаружили небольшую, порядка метра длиной, полусгнившую дубовую колоду. У изголовья перед ней стоял двухметровый деревянный крест.

Вторая экспедиция на Кобринщину состоялась в июне 2017 года. Был составлен маршрут по некрополям южной части района. Во время поездки обследованы кладбища деревень Борисово, Киселевцы, Плоское, Хидры, Корчицы, Руховичи, Хабовичи и Новоселки. По словам Виктора, последние две деревни упоминались в научных публикациях о нарубах: 

– Именно в них в ходе этой поездки были обнаружены нарубы. На кладбище деревни Хабовичи сохранился всего один наруб. Он сложной формы, стоящий на поперечных подставках, орнаментированный по боковым сторонам насечками. Недалеко от этого захоронения была обнаружена россыпь древесной трухи, которая также могла быть некогда нарубом. 


В Новоселках первой на глаза попалась группа из трех могильных холмиков с деревянными крестами, на каждом из которых лежало по одной небольшой деревянной колодке на поперечинах из обрезков плитки. Колодки эти были изготовлены из бруса и явно недавно. Это говорит о том, что кто-то при облагораживании этих безымянных захоронений последовал древней традиции, пусть даже несколько в символичной форме. 

Далее удалось отыскать несколько более крупных нарубов. Местные жители подтвердили, что здесь эти деревянные колоды называли нарубами, делали из дуба – чтобы был долговечнее, клали на могилу с целью отметить место захоронения. С колод обязательно снимали кору, обтесывали, делали прямыми.


Дальнейшее изучение литературных источников и новые сведения от местных жителей привели «Уфоком» к тому, что границы поисков распространения традиции сместились на запад. Очередные четыре выезда были совершены в населенные пункты Брестского, Малоритского, Жабинковского и Кобринского районов. В Брестском районе следы нарубов отыскались в Малых Радваничах. 

– Дубовых колод на могилах местного кладбища увидеть нам не удалось, но, по словам одного местного старожила, на кладбище они были. Он же поведал интересную интерпретацию этой традиции: мол, колоды эти служили символическими столами для покойников. Интересно, что в некоторых местах западного Полесья нарубы имели название «столы», «застолы».


В книге «Память» Малоритского района есть упоминания о наличии нарубов в двух деревнях – Великорита и Луково. Поездки исследователей показали, что за прошедшие 19 лет после выхода книги следы этой традиции фактически утеряны. Опрошенные в Луково жители о ней даже не слышали. В Великорите помнят нарубы, но в средней части некрополя, где они когда-то находились, недавно провели работы по очистке территории от деревьев и кустарников и, вполне вероятно, их уничтожили. 

Ребятам из «Уфокома» больше повезло с поисками в деревне Черняны. Там дубовые колоды на местном кладбище прекрасно сохранились до настоящего времени. Всего удалось обнаружить 21 наруб разных форм и размеров. Некоторые из этих захоронений удалось датировать первой половиной 1950-х годов.


– Многие найденные нами во время поездок колоды находятся в плохом состоянии – с прогнившей и превратившейся в труху сердцевиной, и часть из них скоро совсем развалится, – говорит Виктор Гайдучик. – Поэтому довольно важно своевременно фиксировать подобные находки, пока они совсем не исчезли и пока живы те люди, которые могут хоть что-то рассказать о нарубах. Особенно это важно для тех мест, где данная традиция еще не была описана в научной литературе, как, например, в Чернянах. Поэтому впереди у «Уфокома» предстоит еще не один десяток экспедиций.

 


Если вы располагаете сведениями о населенных пунктах на территории Беларуси, Украины и даже в приграничных районах Польши, где до сих пор сохранились нарубы или описанная традиция существовала в прошлом, просим сообщить об этом на e-mail:vik_ufocom@tut.by.

Автор
Олег ГРЕБЕННИКОВ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!