кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Ноября
Вторник
FB TW VK OK
каравелла.jpg5bd83ecf91ad7
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
potejko1.jpg50c8fadfb67fa

Банкротство-не приговор

00:00 24.07.2008
Радужное прошлое
    Сначала сделаем небольшой экскурс в историю. Своим появлением завод «Автако» обязан ...распаду СССР. К концу 80-х годов прошлого столетия большинство пассажирских автобусов, колесивших по дорогам Беларуси, имело венгерское «гражданство». Запасные части к «Икарусам» также доставлялись из Венгрии. А после того, как великая советская держава перестала существовать, с этим возникли трудности. Тогда было решено создать, как сейчас говорят, импортозамещающее производство. Основой для «Автако», где в начале 1992 года был налажен выпуск поршней и поршневых колец компрессоров для автобусов марки «Икарус», стало созданное в конце 1990 года МГАП (малое государственное авторемонтное предприятие). Производство постепенно расширялось, рос перечень выпускаемой продукции, количество сотрудников превысило 350 человек, и в 1995 году предприятие получило статус завода. Тогда, в период его расцвета, никто не мог и  предположить, что через десять лет над Барановичским заводом запасных частей «Автако» нависнет угроза банкротства.
    Экономические трудности на рубеже веков не обошли многие белорусские предприятия, в число которых попало и ОАО «БЗЗЧ «Автако». В конце 2005 года, как уже говорилось выше, хозяйственный суд Брестчины вынес в отношении завода решение об его экономической несостоятельности. Период санации был определен сначала до ноября 2007 года, потом продлен еще на год. Однако положительные сдвиги стали заметны уже через несколько месяцев, а сегодня уже можно говорить об определенной стабильности в росте результатов.
Первые шаги
    Как этого удалось добиться, поделился управляющий завода «Автако» Борис Потейко, перед которым поначалу предстала незавидная картина. «По итогам 2004 - 05 годов практически все коэффициенты хозяйственной деятельности были ниже нормативных на целый порядок, – вспоминает он. – Повлияло на это несколько факторов: объемов производства не было, а зарплату сотрудникам платить надо было (для этих целей приходилось брать кредиты), постепенно накапливались долги. К тому же неимоверно был раздут штат административных работников: представьте, на 40 рабочих приходилось 35 специалистов!»
    Поэтому первое, что сделал управляющий – упорядочил штатное расписание, и теперь вместо 125 человек (столько работников на конец 2005 года) здесь трудится 71 человек, в том числе 14 специалистов. Многие из них работают на «Автако» с первых дней, и остались верны родному предприятию, несмотря порой на двойную или тройную нагрузку, которая, к слову, оплачивается достойно.
    Забегая вперед, скажу, что на сегодняшний день средняя зарплата на заводе, несмотря на тяжелые времена, превышает 800 тыс. рублей. Наряду с этим в дальнейшем планируется увеличить число работников, о чем уже свидетельствует немалое число объявлений на предмет имеющихся вакансий с достойной оплатой.
    Вторым шагом, как рассказал Борис Михайлович, стала ликвидация невыгодных скидок, которые предоставлялись раньше как иностранным, так и отечественным предприятиям: из-за них продукцию приходилось продавать ниже себестоимости, что существенно влияло на финансовое состояние завода «Автако». К тому же цены на металл на месте не стоят.
    Также управляющему удалось найти общий язык с кредиторами, в числе которых есть и крупные транспортные предприятия из разных регионов Беларуси, и заставить поверить их, что эти трудности – временные. Для этого ему пришлось лично встретиться с каждым руководителем и потратить немало времени на командировки, но цель достигнуть удалось: кредиторы поверили, что «Автако» под силу выйти из кризиса и не отказались от дальнейшего сотрудничества со своим должником.
    Появились заказы, объемы производства постепенно пошли вверх – и вот уже в мае 2006 года предприятие впервые получило прибыль. По итогам 2007 года завод «Автако» впервые за несколько лет вышел на чистую прибыль – она составила 120 млн. рублей, а по итогам 5 месяцев 2008 года – 118 млн. рублей. Не последнюю роль в этом сыграло и расширение ассортимента: сегодня «Автако» выпускает 244 вида продукции, 28 из которых были освоены в текущем году. Например, по межзаводской кооперации налажено сотрудничество с УП «Белкоммунмаш», для которого завод производит комплектующие для троллейбусов и трамваев, а для вагонных депо Белорусской железной дороги освоено около 25 новых видов продукции. Еще шесть новых товаров для импортозамещения находятся в стадии разработки.
    За два с лишним года, что прошли с начала периода санации, предприятие погасило 1,765 млрд. рублей задолженности в бюджет и кредиторам. Осталось вернуть еще 1,022 млрд. рублей.
Камни преткновения
    Рассчитаться с долгами можно было бы намного быстрее, если бы нашелся покупатель на «замороженное» административно-бытовое здание, где планировалось разместить, помимо сотрудников, и отделение банка. Его начали строить в 90-х годах, вложив огромные деньги, однако из-за недостатка финансов строительство до конца так и не довели. Сегодня стоимость здания, которое уже четырежды безуспешно выставлялось на аукцион, оценивается почти в 1 млрд. рублей. Для создания производства, уверен Борис Потейко, оно вполне подойдет, так как рядом достаточно свободной площади. Однако никто пока этим «наследством» не заинтересовался, скорее всего, потому, что расположено оно на самой окраине города.
    Но самым большим «камнем преткновения», сыгравшим свою роль на пути к банкротству и не дающим «Автако» развиваться в полную силу, является старое оборудование: износ отдельных станков достигает 85 - 90 процентов! Судя по всему, в обновление производства здесь годами не вкладывали денег, и сегодня приходится регулярно своими силами ремонтировать изношенное оборудование, так как на его замену нужны немалые средства, которых у завода «Автако» пока на эти нужды нет. Надеяться на инвестиции извне, отмечает Борис Михайлович, тоже не стоит: за последние годы лишь в 2007 году из инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций было выделено 27 млн. рублей, которых хватило на приобретение пилы станочной и другого мелкого оборудования.
    Кроме этого, существенно бы повлияло на процесс оздоровления предприятия, считает антикризисный управляющий, наличие государственного заказа для поставки автобусным паркам Беларуси тормозных барабанов.         К числу других, не зависящих от руководства предприятия проблемных вопросов, сдерживающих план санации, Борис Потейко относит следующие. Во-первых, требования всех госорганов и служб распространяются в равной мере как на стабильно работающие предприятия, так и на находящиеся в стадии оздоровления. То же самое относится и к налогообложению. «Начисление и уплата налога на прибыль для банкротного предприятия не дает ему возможности пополнять оборотные активы», – сетует Борис Михайлович и добавляет, что, хотя законодательство о банкротстве и позволяет в условиях банкротства получить кредит, займы или инвестиции в производство, но на практике это весьма затруднительно. С одной стороны, что вполне логично: кто же захочет вкладывать деньги в предприятие-банкрот и какой банк выдаст ему кредит, если оно еще не расплатилось с предыдущими долгами? Вместе с тем анализ правового поля свидетельствует о том, что предоставление кредита организации, находящейся в процедуре санации, является менее рискованным, нежели организациям с аналогичными показателями финансового состояния, работающим в обычных условиях.
В будущее – с надеждой
    Однако, несмотря на эти трудности, завод «Автако» в полной мере ощутил на себе, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» позволяет убыточному предприятию в условиях кризиса на принципиально новой основе решать проблемы экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования, органами управления всех уровней, наемными работниками и собственниками. Например, к числу несомненных плюсов относится тот факт, что как только предприятие признается экономически несостоятельным, прекращается начисление всех штрафов и пени, и ему остается погасить лишь старые, накопившиеся долги. Процедура банкротства, оговоренная белорусским законодательством в Указе Президента Республики Беларусь №508 от 12.11.2003г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», ни в коем случае не ставит своей целью ликвидировать предприятие, а предусматривает дать ему реальную возможность восстановить платежеспособность, выйти из тупика и вернуться к нормальной работе. Ведь закрыть, разрушить годами создаваемое производство, распустить коллектив не составит труда, а вот легко ли будет потом создать новое?
    Поэтому в будущее коллектив завода «Автако» во главе с антикризисным управляющим Борисом Потейко смотрит с надеждой. По плану санации до ноября 2008 года предприятие должно «закрыть» долги по бюджетным платежам, и ему останется погасить лишь банковский кредит, рассчитаться с предприятиями-кредиторами. «Я думаю, все получится, – говорит Борис Михайлович. – Надеюсь, хозяйственный суд продлит нам период санации еще на 6 - 9 месяцев, а может быть, и год. В целом, полагаю, заводу понадобится два года, чтобы без вложения средств извне, без инвестиций выйти на нормальные условия хозяйствования и погасить старые долги. Наша задача – выстоять любой ценой и не допустить ликвидации». К этой цели ОАО «БЗЗЧ «Автако», похоже, идет уверенными шагами.
Автор
Елена ЮРКЕВИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!