кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

14
Ноября
Среда
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
petyhov.jpg586618a1ca92f

Жители деревни Петуховщина: "Жить здесь одна красота" (фото)

10:19 30.12.2016

Накануне Нового года ZARYA.BY побывала в единственной на Брестчине деревне, названной в честь петухов.

В трех километрах юго-западнее Ляховичей в живописных местах посреди соснового леса на правом берегу Щары расположилась деревня Петуховщина. Большим этот сельский населенный пункт никогда не был. Согласно архивным данным, максимальное количество жителей – более 110 человек – в этой деревеньке насчитывалось в 1909 и 1970 годах. Сегодня же здесь постоянно проживает всего лишь 20 человек, половина из которых – трудоспособного возраста. 

Правда, в период с весны по осень население Петуховщины увеличивается в несколько раз. Дело в том, что деревню из-за ее близости к реке, лесу и железной дороге облюбовали для своего отдыха многочисленные дачники из Барановичей, до которых отсюда всего двадцать минут езды на пригородном поезде. Жители соседнего райцентра выкупили здесь немало домов, а в дополнение к этому в конце восьмидесятых – начале девяностых годов в окрестностях деревни появилось несколько дачно-садовых товариществ Барановичского авиаремонтного завода, швейной фабрики и некоторых воинских частей. 


Кроме красивых пейзажей, есть в Петуховщине и другие достопримечательности. Так, вдоль Щары, по которой в 1915 году во время Первой мировой войны прошла линия фронта, тянется цепочка хорошо сохранившихся немецких дотов. Привлекает внимание и основательный железобетонный мост через эту реку, также построенный кайзеровскими солдатами около 100 лет назад и до сих пор использующийся по своему прямому назначению.

Каких-либо производственных и социальных объектов, если не считать расположенного поблизости фермерского хозяйства, занимающегося выращиванием голубики, и агроусадьбы, в Петуховщине нет. Местные жители среднего возраста на работу ездят кто в Ляховичи, кто – в соседнюю деревню Задворье. А многих стариков на зиму дети забирают к себе домой. Приезжему человеку в эту пору достаточно трудно отыскать дом, в котором бы в разгар дня были хозяева. Поэтому пришлось обратиться за помощью к Вячеславу Кулаку – председателю Ольховского сельсовета, в состав которого входит Петуховщина.  

– Точных данных, почему Петуховщина получила такое название, у нас нет, – начал свой рассказ Вячеслав Кулак. – Часто в старину деревни назывались либо по фамилии помещика, которому они принадлежали, либо по одной из фамилий крестьян, живших в них. Но в XX веке, когда деревня впервые упоминается в письменных источниках, она принадлежала пану Кобылинскому, а фамилия Петух распространена не здесь, а дальше за Ляховичами в сторону Минской области, например – в деревне Подлесье. По рассказам же местных старожилов, название Петуховщина появилось от того, что вокруг деревни было много глухих лесов, из-за которых не видно хат. И когда, бывало, люди под утро в темноте возвращались домой, они шли или ехали на пение петухов, которое было слышно на всю округу за много верст. 

Добравшись до Петуховщины и проехав ее от начала до конца по единственной улице, мы определили, что на тот момент люди были лишь в двух домах, куда мы и решили заглянуть. В первой, небольшой, но крепкой и аккуратной хате живет Мария Тумаш. Родилась Мария Никифоровна в 1927 году и на сегодня она старейшая жительница деревни. Из-за своего преклонного возраста женщина уже не очень хорошо видит и слышит, но память сохранила отличную, поэтому согласилась вспомнить о жизни в Петуховщине в давние времена.


Федор Челевич со своим петухом-красавцем

– В 1947 году я вышла замуж за местного парня Константина и с тех пор живу в Петуховщине, – рассказала Мария Никифоровна, – Когда стали рождаться дети, мы с мужем решили построить свой дом. Десять лет «па-дзеравінцы» заготавливали строевой лес и насобирали его на просторную хату. Но времена были такие, что в сельсовете нам не разрешили строить большой дом, поэтому лес пришлось обрезать и ставить небольшую хату. Конечно, вначале было обидно, но ничего, четверых детей мы с Константином Николаевичем, слава Богу, вырастили – а большей хаты теперь мне и не надо. Дети, внуки и правнуки живут отдельно: кто – в соседнем Задворье, кто – в Ляховичах, кто – в Гродненской области. А две внучки вообще за границей: в Германии и Турции. Но те, кто живет рядом, меня каждый день проведывают и обо мне заботятся.

Я поинтересовался у Марии Тумаш: много ли в те времена было здесь петухов и не от их ли количества пошло название деревни.

– Да, может быть, и от петухов так назвали деревню – но точно не скажу. Я ведь переехала сюда с хутора, когда вышла замуж. Когда-то, во всех дворах были куры с петухами. А теперь: ни кур, ни петухов, ни людей в домах – деревня почти пустая. И все мое хозяйство сейчас – только один котик. 

Через несколько хат от Марии Тумаш живут супруги Федор и Любовь Челевичи. Зайдя к ним в дом и познакомившись, узнаю, что переехали они в Петуховщину в 2000 году. Федор Ильич родился в 1936 году и тридцать семь лет отработал водителем в Барановичской сельхозтехнике. Любовь Алексеевна с 1940 года, а вся ее трудовая биография связана с железной дорогой. В Барановичах пенсионеры оставили свой дом сыну, а сами перебрались в родительскую хату Любови Алексеевны. Да и для ее мужа эти места тоже родные – сам он родом из деревни Подъязовле, которая расположена через лесок от Петуховщины в двух с половиной километрах западнее. 


– В другую деревню жить на пенсии мы никогда бы не поехали, – объясняет свой переезд Федор Ильич. – А тут знаком каждый угол. Я этот сосновый лес еще пацаном в сороковые годы вместе с другими школьниками садил – немец ведь в войну все леса вдоль железной дороги вырезал. Жить здесь – одна красота: вокруг бор, за огородом – река. Три раза в неделю приезжает автолавка. Если чего в ней нет – давай заявку и в следующий раз привезут. А надо по делам в город – то, пожалуйста: в одну сторону два километра до остановки дизеля. И в другую сторону  – два километра до Задворья, через которое ходят рейсовые автобусы. Плюс у меня есть «Нива» – мне хоть и восемьдесят лет, но я за руль  еще спокойно сажусь – и поехал.

– И воздух здесь особенный, – добавляет Любовь Алексеевна. – Я когда к детям и внукам приезжаю в Барановичи или Минск, то у меня сразу давление поднимается, я начинаю задыхаться. Поэтому чаще они к нам приезжают. Так что пока будут силы – будем жить здесь.

Кстати, несмотря на пожилой возраст, Челевичи держат большое хозяйство: два кабана, две козы, а еще куры и утки. По весне садят тридцать соток картошки, а чтобы было на чем урожай вывозить, у хозяина есть собственный ГАЗ-53.

О том, что по восточному календарю сейчас наступает год Красного или Огненного Петуха», Челевичи слышали по радио, но какого-то особого значения этому не придавали. И отношение к петухам, как, впрочем, и к другой домашней живности, у этих трудолюбивых людей с крестьянской закалкой, детство которых выпало на войну и послевоенную разруху, вполне приземленное и прагматичное. Но, услышав, что у китайцев красный петух является символом трудолюбия, хозяин выразил солидарность с жителями Поднебесной. 

– Точно подмечено. В жизни так оно и есть: петух – по-своему «трудяга», – согласился Федор Ильич. – У нас так и говорят: «Петухі б’юцца – куры лепш нясуцца». Мы держим пятнадцать кур-несушек и петуха. Правда, биться ему тут почти не с кем – дворов с птицей осталось немного. А раньше в деревне в каждом дворе пел петух – и по утрам неслось над Щарой их звонкое ку-ка-ре-ку. Мы жили на хуторе, и я хорошо помню, как приятно было слушать, как со стороны деревни доносилось это петушиное пение, а мой батька говорил: «Пятух першы і другі раз заспяваў – яшчэ можаш паляжаць. А на трэцяга – уставай рабіць». 


И все-таки главное в Петуховщине, конечно же, не петухи, а местные жители.

– Люди у нас трудолюбивые, спокойные, благожелательные, – подчеркивает Любовь Алексеевна. – В Петуховщине буквально пару фамилий: Тумаши, Беляновичи, Челевичи и еще пару других. Мы друг другу помогаем, чем можем – ведь все приходятся один другому какими-то родственниками. Вот, например, баба Маня, у которой вы уже были, – это моя родная тетка. А еще у нас, в деревне, нет горьких пьяниц. После войны люди жили трудно, «шукалі хлеба, а не гарэлкі». Это, наверное, потом передалось из поколения в поколение и от алкоголизма тут никто не страдает.

Слова пенсионерки с готовностью подтверждает председатель сельисполкома. 

– Петуховщина самая благополучная в социальном плане деревня нашего сельсовета, – соглашается Вячеслав Кулак. – Люди здесь действительно благожелательные и воспитанные, а алкоголиков и вправду нет. Еще отмечу, что ни один старик из Петуховщины не «доживает свой век» где-то на социальных койках или в Доме престарелых. Все дети своих престарелых  родителей сами досматривают и заботятся о них. К тому же многие из петуховцев, выехавших жить в другие деревни или Ляховичи, дома своих родителей стараются уже не продавать, поддерживают приусадебные участки в порядке и используют их как дачи. Думаю, что, несмотря на то, что деревенька эта маленькая, с карты района она в будущем не исчезнет и сохранит свою самобытность.  

Автор
Геннадий ПОПЛАВСКИЙ

Комментарии

Сергей Ракуть
05.01.2017 19:31:53
Вялiкi дзякуй, за змястоуны артыкул пра нашу малую Радзiму!Тым болей,што у ёй вельмi многа паведалi пра блiзкiх i родных людзей.А назву сваю яна атрымала такую,за тое,што уся акруга ведала пра iх хлюстовых,задзiрыстых i ганаровых хлопцау!

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!