Брест очарован уличной
постановкой чешских артистов
Уличный спектакль чешского театра Нового Фронта «Сausa Fatalis» в режиссуре Ирины Андреевой прозвучал в минувшие выходные заключительным аккордом «Белой Вежи». Брестские зрители, принявшие постановку на ура, однозначно, проявили хороший вкус. Поскольку спектакль в жанре трагикомедии снова доказал: гармоничное сочетание зрелищности и смысла в искусстве возможно!
Спектакль – в лучших
традициях уличного театра: зрелищный и яркий. Без слов. В нем много отсылок к цирковому искусству,
что, безусловно, не может не нравиться детям. Да и просто случайным прохожим.
Практически у всех актеров в начале действия – элементы клоунского грима на лицах, у некоторых на ногах – забавные штанишки в три четверти и гольфы в «цирковую» полоску», что еще больше подчеркивает и без того умилительную доброту их образов. А одну особо «выразительную» даму, героиню постановки, художник по костюмам облачил в комбинезон телесного цвета, дополненный аппетитными, но, к сожалению, бутафорскими формами.
Атмосфера цирка также
чувствуется в ловкости, с которой артисты двигаются по декорациям,
установленным в форме дома высоко над землей. Она очевидна в моменты игры с
огнем и жонглированием. Инстинктивно ощущается она и в комичности, с которой
актеры, жильцы «дома», повествуют о своих обыденных делах. Когда, например,
дама «в комбинезоне» беззастенчиво пытается протиснуться бутафорскими формами в
детское корытце для купания – и в конце концов делает это! Когда ее соседка,
усидчивая, но совершенно бесталанная «певица», в порыве вдохновения исполняет
эротический танец с шестом (разумеется, помня, что на площади – дети, так что все в пределах приличий; даже
обнажившиеся перед публикой белье и чулки на подтяжках благодаря комичной
манере исполнения актрисы не смотрятся на ней вульгарно).
Когда их общий сосед, забавы ради, примеряет на себя костюм куриного яйца и в ботинках а-ля курьи ножки избушки Бабы Яги бегает по сценической площадке. В некоторые моменты уличный спектакль так сильно напоминает цирк, что желание следить за смыслом и сюжетом пропадает вовсе. И хочется быть в эту минуту только ребенком, чтобы, забыв обо всем, наслаждаться моментом и состоянием беззаботности…
Но вместе с тем по задумке
режиссера спектакль разговаривает со зрителем еще на серьезном театральном языке. Он пропитан символами, которых, как и в «Чайке» Федоришина, для
постановки уличного формата нетрадиционно много. Надо успеть увидеть и
«прочитать» все.
Опасный незнакомец, человек в черном, прототип Воланда, на протяжении спектакля незаметно завладевает умами и волей всех жильцов дома. Он бросает им хлеб и дает вина – тогда они окончательно теряют разум. Он берет в руки книгу и вытряхивает из нее серебристую пыль, словно из каждого героя – его сущность.
Следующей сценой режиссер
как будто приоткрывает калитку в ад. Жильцы дома из беззаботных, невероятно
милых и комичных существ превращаются в однообразных, загипнотизированных,
безликих тварей. Действо, происходящее на площади, теперь напоминает изгнание дьявола, если вообще можно
представить этот процесс. Герои корчатся, от испытываемой боли мучат друг друга
и даже… пробуют запугивать зрителей! Книгу их жизней «Воланд», не колеблясь,
предает огню…
Картинка на площади
постоянно движется, отчего в некоторых, особенно напряженных сценах становится
трудно уследить за всем действом. Возникает идея наблюдать за кем-то одним из
пяти персонажей, но все, что происходит на условленной сцене, настолько
объемно, многогранно и эффектно, что хочется соприкоснуться с каждой деталью…
Действие меняется вновь. Довольствуясь разрушениями, незнакомец взбирается на «крышу» дома в попытке нанести последний удар, но, иссякнув от собственного зла, погибает…
Одна из героинь, та, что некогда украшала двор неуклюжими аппетитными формами, облачившись в белое, несет виноградную гроздь – символ возрождения и духовной жизни. Чары рассеиваются. Герои медленно отходят от рокового сна. Всюду – пепел и руины. Зло, кажется, проиграло, но унесло с собой все очарование наивного. И жизни, и людям в ней больше не стать прежними...
фото Александра Шульгача
Оставить комментарий: