кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

22
Сентября
Суббота
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
kideyeexam.jpg55f916478142b

Как сохранить зрение у детей?

10:12 16.09.2015

          В третью неделю сентября традиционно проводится республиканский день здоровья школьников на тему «Профилактика болезней глаз». И это не случайно. Ведь в нашей стране, включая и Брестчину, заболевания глаз у детей стоят на 2-м месте, уступая только болезням органов дыхания. И с началом нового учебного года проблема приобретает особую актуальность, ибо тысячи школьников сели за парты, а значит, резко увеличилась нагрузка на глаза.

          Как уберечь зрение в век компьютеров, планшетов и смартфонов? С чем чаще всего приходится сталкиваться медикам, принимая юных пациентов? И что такое гигиена зрения?

          На эти и другие вопросы корреспондента «Зари» сегодня отвечает врач-офтальмолог Брестской детской областной больницы, специалист высшей категории с 25-летним стажем работы, главный внештатный детский офтальмолог управления здравоохранения облисполкома Мария ХОМИЧ.

          - Мария Ивановна, какова основная причина снижения остроты зрения у детей?

          - Безусловно, основная причина – это близорукость, или миопия. Школьная, приспособительная, физиологическая близорукость – наиболее частая офтальмологическая патология детского возраста. В целом же, хочу отметить, что миопизация общества идет быстрыми темпами, в последние десятилетия отмечается повсеместный рост частоты близорукости в мире. Наиболее распространена она в Японии и Китае, где к 15-ти годам выявляется у 75 процентов населения, в европейских странах ее доля составляет – 20, в США – 25 процентов. В Беларуси распространенность  близорукости среди учащихся общеобразовательных учреждений также высокая – в пределах 25 – 30 процентов. По мере перехода из класса в класс число близоруких детей увеличивается, достигая в ряде случаев 30 – 40 процентов, а к окончанию школы почти половина наших детей – так называемые миопы. Ежегодный прирост количества детей с близорукостью составляет в среднем 5 процентов.

          - С чем это связано, если проследить по возрастным группам?

          - Наиболее вероятной причиной возникновения близорукости у детей дошкольного и младшего школьного возрастов является раннее и непрофессиональное начало подготовки к школе задолго до 6-летнего возраста. У школьников возникает и прогрессирует близорукость из-за возросшей зрительной нагрузки в образовательных учреждениях, которая у старшеклассников достигает иногда 10 – 20 часов в сутки (это выполнение домашних заданий, подготовка к поступлению в вуз, длительное сидение за компьютером и т.д.). Способствуют развитию близорукости и неблагоприятные условия зрительной работы: ночное время подготовки уроков, 2-я смена в школе, особенно в осенне-зимний период, и другие факторы. Профилактика возникновения и прогрессирования школьной близорукости – это прежде всего соблюдение режима зрительной нагрузки, целенаправленная коррекция ведущих неблагоприятных факторов. Осуществляется это силами родителей, педагогов, педиатров и других специалистов поликлиники.

          - А что означает понятие «гигиена зрения»?

          - Гигиена зрения включает в себя, прежде всего, рациональное освещение помещений и рабочих мест. Для учебных помещений и тех, в которых проводится напряженная зрительная работа, световой коэффициент, то есть отношение застекленной площади окон к площади пола должен составлять 1:5. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые растения и другие предметы. Светлые раздвижные занавески нужно располагать по краям оконного проема, при необходимости их следует сдвигать для устранения слепящего действия  прямых солнечных лучей. Потолки, оконные проемы и рамы должны быть окрашены в белый матовый цвет, мебель – в светлые тона. Для занятий школьнику место нужно отвести у окна. В пасмурную погоду и в вечернее время следует пользоваться достаточным искусственным освещением – лампой 60 или 100 Вт с непрозрачным абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Лампу надо ставить слева и спереди, у левшей – справа. Расстояние от глаз до текста (книги или тетради) должно быть не менее 30 – 35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и дает возможность сидеть не наклоняясь. Школьная мебель должна соответствовать росту ребенка, ноги при правильной посадке находятся на полу или на подставке, а не висят.

          - А сколько, на ваш взгляд, времени нужно отводить для выполнения домашних заданий без ущерба для здоровья? Как долго можно пользоваться компьютером дошкольнику и школьнику?

          - Домашние задания учащихся 1 – 2 классов должны продолжаться не более 1,5 – 2 часов, старшеклассников – не более 3 – 4-х. Важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Рекомендуется приступать к приготовлению домашних заданий не сразу после школы, а через 2 часа. Нельзя читать и писать лежа и особенно – на боку, а также в транспорте. Дети дошкольного возраста не должны смотреть телепередачи больше 30 минут, младшего возраста - более 1 часа, среднего – 1,5 часа, старшего – 2-х часов. Комната во время просмотра должна быть освещена, расстояние до экрана – не менее 2,5 метра.

          Нельзя представить современный мир без компьютеров. Но длительное пребывание детей у экранов компьютеров ведет к зрительному утомлению, то есть к перенапряжению мышц, отвечающих за работу на близком расстоянии, что является предпосылкой к возникновению и прогрессированию близорукости у школьников. Помимо того, к зрительному утомлению приводит необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и обратно. Детям до 3-х лет вообще не следует разрешать пользоваться компьютером. Дети 3 – 7 лет могут находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить на чаще 2-х раз в неделю и обязательно завершать гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе – 10 минут, во 2 – 5 классах – 15, в 6 – 7-м – 20, в 8-м – 9-м – 25, в 10 – 11 классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут – на втором. Для профилактики зрительных нарушений при работе на компьютере нужно правильно организовать рабочее место.

          - Мария Ивановна, вы уже 25 лет работаете в детской областной больнице, освоили высокотехнологичные оперативные вмешательства, в том числе с помощью лазера. Скажите, пожалуйста, с какими болезнями глаз чаще всего попадают дети на больничную койку? Какое современное оборудование имеется для диагностики и лечения органов зрения юных пациентов?

          - У нас лечатся дети с хроническими дистрофическими заболеваниями глаз (атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки), воспаления век, слезного мешка и другие). Также мы проводим диагностику ретинопатии (слепоты) у недоношенных детей, а с нынешнего года делаем лазерные операции на глазах этих малышей – раньше их приходилось отправлять в столицу. Подобные операции – весьма тонкая, ювелирная работа. В отделении недоношенных детей есть дорогостоящая ретинальная камера для раннего выявления ретинопатии и врожденных пороков у малышей (таких камер – всего 6 – 7 в республике). С ее появлением практически удается избежать слепоты у недоношенных детей.

          У нас эффективно работает такое современное оборудование, как неонатальный авторефрактометр для определения близорукости, дальнозоркости, астигматизма у маленьких детей, что помогает в дальнейшем корректировать их лечение. А совсем недавно у нас появилось еще одно новейшее современное оборудование стоимостью свыше 650 миллионов рублей (оно пока еще не запущено в эксплуатацию) – фундус-камера для диагностики нарушений зрения у детей более старшего возраста. Вообще у нас лечатся юные пациенты в возрасте от 2-х дней до 18 лет. С помощью санавиации выезжаем в районы в тяжелых случаях, оказываем необходимую экстренную помощь на местах.

          - Какие еще рекомендации вы можете дать родителям для профилактики болезней глаз у детей?

          - Обязательно проходить профосмотры у врача-офтальмолога: первый из них – когда ребенку исполнится 3 месяца, затем – в 1 год, в 3 года (здесь обязательно нужно проверить остроту зрения), в 6 лет, перед школой, и в школьном возрасте. Ведь пока ребенок растет, у него формируется оптика глаза. Повышенным фактором риска служит и наследственность при ряде заболеваний. В целом же нужно беречь глаза, дозировать зрительную нагрузку, выполнять специальную гимнастику, употреблять продукты и витамины, укрепляющие зрение. Более подробные советы можно получить у врача-педиатра или врача-офтальмолога в поликлинике по месту жительства.

Автор
Лариса ОХРЕМУК

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!