кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

13
Ноября
Вторник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
produkty.jpg55bb7188e26a7

Торговые сети контролируют 60% продовольственного рынка Брестчины

16:00 31.07.2015

Сфера торговли, как известно, развивается в Беларуси весьма динамично. В последние годы количество торговых точек в стране неуклонно растет. Брестчину данная тенденция также не обходит стороной. Жители области уже привыкли, что с определенной периодичностью в различных районах открываются новые торговые объекты — от небольших магазинов до супер- и гипермаркетов. Последние, правда, расположены только в Бресте (к гипермаркетам относят объекты с торговой площадью не менее 4 тыс. квадратных метров) и принадлежат крупным торговым сетям — «Алми», «Евроопт», «Корона».

Кстати, именно «сетевики» с каждым годом укрепляют свои позиции на рынке продовольственных товаров и превращаются в мощную экономическую силу. Так вытесняют ли  крупные игроки белорусского ритейла более мелких конкурентов и какая ситуация с сетями на Брестчине? В этом вопросе попытался разобраться корреспондент «Зари».

СЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...

Согласно Закону «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», торговой сетью считаются субъекты, имеющие два и более стационарных торговых объекта независимо от площади. Таким образом, количество подобных структур весьма велико. Но возможно ли их каким-то образом классифицировать?

— Торговые сети можно условно разделить на несколько категорий, — говорит начальник управления торговли и услуг облисполкома Вадим Кравцов. — Прежде всего, это республиканские сетевые операторы, осуществляющие деятельность на территории всей страны. У нас в области их 6 — «Евроопт», «Алми», «Корона», «Mart Inn», «Белмаркет» (магазины в Пружанах и Барановичах), «Доброном». В общей сложности, на рынке продтоваров области им принадлежат 105 торговых объектов. Около сотни магазинов насчитывается у местных (локальных) сетей, работающих только в нашем регионе. Это  «Продтовары» (почти два десятка магазинов), «Наш магазин», ОАО «Север-Пинск», «АсСорти» и т.д. Отдельно стоит сказать об областной базе «Бакалея» (магазины «Хлебосолье» и «Винарь») и «Санта Импэкс Брест», которые имеют торговые точки не только в нашей, но и в других областях и даже в столице. По сути, наблюдается обратный процесс: сети с брестской «пропиской» выходят на республиканский уровень. И конечно, нельзя забывать о потребкооперации. В сельской местности и райцентрах функционируют более 1700 торговых объектов, входящих в Брестский облпотребсоюз.


ЭКСПАНСИЯ — ПОД КОНТРОЛЕМ

За время работы торговые сети существенно укрепились на продовольственном рынке Брестчины. Так, за I квартал 2015 года в товарообороте продовольственных товаров области доля республиканских «сетевиков» составила около 31%, локальных - 11%, магазинов облпотребсоюза - 20%. В целом более 60% рынка сегодня контролируют сетевые операторы.

Но, в принципе, ситуацию драматизировать не стоит: законодательством предусмотрено, что одна сеть на конкретной территории имеет право занимать не более 20% от общего товарооборота. В области этот порог по итогам прошлого года превысила только сеть «Евроопт» в Пинске, Барановичах, Кобринском и Жабинковском районах. Соответственно, в текущем году она не сможет арендовать, приобретать или открывать новые объекты в данных регионах.

Но не получится ли так,  что в перспективе останутся только пять-шесть игроков, которые поделят весь рынок и договорятся о ценах? Ведь на потребителях это может сказаться весьма негативным образом.

— Такая ситуация может возникнуть только гипотетически и только в крупных городах, — отвечает Вадим Кравцов. — К примеру, во многих райцентрах и на селе сегодня слабая конкуренция, ниша на рынке остается незанятой. В некоторых развитых странах есть примеры, когда две сети занимают до 60% - 70% всего рынка. У нас это невозможно, да и пяти-шести крупным игрокам тяжелее договориться, чем двум или трем. Поэтому данной угрозы в настоящее время не существует.


БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

С приходом сетей высказывались серьезные опасения, что торговые «гиганты» просто вытеснят и поглотят малый бизнес. Действительно, кое-где малые магазины с приходом «сетевиков» закрылись, не выдержав конкуренции. Если, к примеру, у республиканских операторов на Брестчине доля товарооборота год назад была 27%, то сейчас она составляет 31%. Естественно, законы бизнеса никто не отменял: здесь выживают сильнейшие.

Впрочем, обострившаяся конкуренция заставила малые субъекты искать новые способы борьбы за право остаться на рынке. Так, они переходят к конкретной специализации своей деятельности: в наличии имеется небольшой ассортимент товаров (кондитерские, мясо-молочные и т.д.), но продукция свежая и качественная. Предоставляются и различные скидки, чтобы привлечь покупателя и поднять продажи. 

К тому же заслон на пути «сетевиков» в данном вопросе устанавливает и государство. В каждом городе и районе приняты схемы размещения крупных торговых объектов (не менее 400 квадратных метров торговой площади), согласно которым осуществляется строительство магазинов современного формата. А торговые точки меньшей площади развиваются независимо от данных схем: таким образом оказывается поддержка магазинам шаговой доступности. Впрочем, если говорить о количестве торговых площадей на 1000 жителей, то к концу года в республике, согласно социальным стандартам, должен быть достигнут уровень 600 кв. метров. В Бресте сегодня он уже составил 628 кв. метров, а в целом по области - 528. Так что пределы достигнуты не везде, и строительство торговых точек целесообразно осуществить там, где их действительно не хватает.

В БОРЬБЕ ЗА ПОКУПАТЕЛЯ

Следует отметить, что с приходом сетей для потребителей многое изменилось к лучшему. Широкий ассортимент продукции, большие торговые залы, качество и уровень обслуживания — все это не может не радовать покупателей. Да и различные акции, которые регулярно проводятся в магазинах, позволяют приобретать определенные товары по сравнительно низким ценам. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и конкуренцию:  каждый субъект торговой сети стремится создать лучшие условия для покупателя.


Конечно, не все выдерживают подобную борьбу, на рынке происходят некоторые изменения. Так, в последнее время в Бресте на улице Радужной приостановил работу магазин сети «Mart Inn», в здании супермаркета «Zakrama» (сеть «Алми») стал работать магазин детских товаров «Буслік». По различным причинам магазины, принадлежащие ООО «Асстор-Вест», переданы в аренду полоцкой компании ООО «Ресттрэйд» (торговая марка «Дионис»). До сих пор на слуху ситуация с сетью «Доброном», магазины которой оказались под угрозой из-за несвоевременных расчетов с поставщиками продукции. Правда, после разрешения данной проблемы Министерство торговли приняло решение о продолжении работы магазинов ЗАО «Доброном».

Тем не менее, несмотря на серьезную конкуренцию, интерес к рынку продовольственных товаров в области проявляют и новые игроки. Так, торговая сеть «GREEN» (продажа продукции здорового питания) планировала прийти в Пинск, а сеть «Гиппо» интересовалась рынком областного центра. Впрочем, пока это только планы упомянутых «сетевиков», конкретных решений в настоящее время не принято.

Что касается самого крупного «игрока» в области (а им является всем известный «Евроопт»), то, по словам регионального директора ООО «Евроторг» по Брестской области Олега Монича, на Брестчине сегодня работают 47 магазинов данной сети.

  Пока не планируется расширять сеть торговых объектов в районах, — сообщил «Заре» Олег Витальевич. —  Разве только в Бресте, если поступят интересные предложения. В настоящее время в переданных нам в аренду магазинах «Лакомка» и «Купеческий» не организован торговый процесс, так как санитарные службы признали помещения технически неисправными. Согласно договору, ОАО «Брест-сервис» должно произвести капитальный ремонт зданий в соответствии с новыми санитарными правилами. Тогда о работе данных магазинов можно будет вести речь более конкретно. Если говорить о конкуренции, то, конечно, мы все различными способами боремся за покупателя. К примеру, только на акциях у нас постоянно представлено порядка 300 позиций. Прорабатывается вопрос электронной доставки продуктов, просчитывается его финансовая составляющая. Планируется, что  Брест будет внедрять такую систему после ее реализации в Гродно.


Борются за потребителя не только в областном центре, конкуренция наблюдается и в районах. К примеру, в Пинске уже более десяти лет активно работает предприятие ОАО «Север-Пинск». Данной сети принадлежат 6 розничных торговых магазинов и продовольственная база. Нынешней осенью запланировано открыть отдел круглосуточный работы на отремонтированных площадях при универсаме «Брест».

— Работать  в условиях конкуренции с другими крупными сетями очень непросто, — утверждает директор ОАО «Север-Пинск»  Людмила Шоломицкая.—  Но мы стремимся создать благоприятные условия для осуществления покупок в наших магазинах. Качество обслуживания, порядочность, подход к каждому покупателю — основные принципы, которыми мы руководствуемся в работе. Не забываем и своевременно осуществлять расчеты с производителями продукции, поставщики это знают и даже сами обращаются к нам с выгодными предложениями. Торговые надбавки на товары минимальные, это тоже важно для потребителя. В прошлом году вложили в развитие и модернизацию самого большого магазина «44-й меридиан» порядка 4 млрд рублей, сейчас имеем прирост розничного товарооборота по данной точке 160%.

Таким образом, можно констатировать, что торговые сети сильно укрепили свои позиции на продовольственном рынке Брестчины. И сдавать их «сетевики» не собираются, скорее, наоборот, конкурентная борьба в сфере торговли будет только возрастать. Но самое главное, чтобы в результате этой деятельности в выигрыше остался потребитель.

Автор
Николай ЯРМОШУК

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!