кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

18
Ноября
Воскресенье
FB TW VK OK
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
article2759.jpg54c609dddf15f

Десять мифов системы образования Беларуси

11:33 26.01.2015

МИФ 1. Наша система образования достойная и не требует реформирования. В крайнем случае, можно кое-что подкорректировать! Например, усилить подготовку к централизованному тестированию…

Если это так, то почему мы отстаем в технологиях? Где белорусские учёные с громкими именами, за которыми стоят открытия? Где лауреаты Нобелевских премий из Беларуси? Почему всё оборудование, которым оснащаются наши предприятия, в основном импортное? Почему мы постоянно защищаем свой рынок от чужих, но более качественных товаров? Куда «исчезают» наши медалисты, стипендиаты Президентского фонда поддержки талантливой молодежи?

МИФ 2. Академичности нашей школы (средней, профессиональной и высшей) можно позавидовать!

Мы продолжаем плодить зашоренных зубрилок. Они, выпускники, готовы решать уже давно решенные кем-то задачи. А где современные новейшие учебные планы, которые могут развивать творчество (!!), а не механическое заучивание и переписывание? Наши учащиеся и студенты изучают десятки учебных предметов, познание большинства из них нужны только для сдачи экзамена. Чтобы запомнить огромный объем информации, необходимо огромное количество времени и сил. Не помогут шестой рабочий день - суббота и продление учебного года.  К сожалению, для увлечений, хобби и творчества у молодого человека уже нет времени и нет желания. Свой главный предмет выпускники доучивают на производстве в качестве стажеров и учеников. 

Вспомнив забытое слово «профилизация» и применив его к процессу обучения учащихся начиная с 10-го класса, определив круг любимых предметов в количестве не более десяти (а не 17-ти, как сегодня!), можно добиться того высокого качества результатов обучения, поисками которого мы заняты последнее десятилетие.   

До 9-го класса необходимо учить всему, но не с целью напичкать ученика формулами и определениями, а с целью развить врожденные способности подростка, с целью подготовить к жизни и к дальнейшему обучению по избранному профилю.   

МИФ 3. Система управления образованием оптимальная и способствует его постоянному развитию!

Только механическое перечисление отделов образования и структур заставляет задуматься: неужели для того, чтобы  научить одного ученика, надо столько взрослых мужей! Отдел образования в городе (районе) и рядом методический кабинет, отдел образования в области и рядом институт развития, Министерство образования и несчетное количество институтов при министерстве.

Ежедневно в названных структурах все в движении. По своей сути любой управленец на своем рабочем месте должен работать, владеть информацией, что-то организовывать и перед кем-то отчитываться.

И вот здесь обнаруживается цепочка, о которой вслух не принято говорить. Предположим, из  Минска отправляется документ. Значит, в области его надо приспособить к региону и направить в район, а район корректирует уже под себя. Там свои особенности, свои специалисты. Это пример эффекта «испорченного телефона». Хорошо, если в этой цепочке никто не допустит ошибку. Чаще бывает так: вдруг на ровном месте появляется проблема, и мы все дружно ее решаем. Всем есть работа. Все пишут отчеты и справки. Но в 99% случаев эта работа никак не связана с уроком и процессом обучения учащихся.

МИФ 4. Экспериментальной и инновационной деятельностью может заниматься любое учебное учреждение республики!

Удивительно, но под документом об экспериментальной и инновационной деятельности стоят подписи белорусских ученых.

Как же можно поручить заниматься научными исследованиями учительскому коллективу, где практически каждый учитель имеет полную ставку предметника, является классным руководителем и занят с утра до ночи?

Журнал «Веснiк адукацыi» [№10,2014г.,с.3-16], подводя итоги за прошлый учебный год, называет цифру «57(!) учреждений образования», которые участвовали в экспериментальной деятельности. А ведь под эту деятельность ежегодно закладываются огромные средства. Вместо этого можно создать несколько эффективных лицензионных учреждений образования, во главе которых будут директора с ученой степенью и заниматься исследованиями также будут педагоги с опытом исследовательской деятельности и, как минимум, наполовину разгружены урочной и внеурочной деятельностью. Опыт России, например, также заслуживает внимания: микроизобретения, как, например, «активная оценка», с успехом может внедряться во время курсовой переподготовки.

В подтверждение сомнительного качества проводимой инновационной работы говорит следующая цифра, приводимая тем же журналом. «По результатам проведенной диагностики у 87% учащихся, участвующих в эксперименте, сформирована внутренняя мотивация к факультативным занятиям». Кроме улыбки эта цифра ничего не вызывает. Не может понравиться занятие, проводимое после уроков 4-й парой, когда дети до одури устали, или факультатив в выходной день – в субботу, когда хочется отдохнуть и вдоволь выспаться.


МИФ 5. Здоровье детей не вызывает тревоги. Среднестатистические показатели заболеваемости школьников остаются в пределах прошлых лет!

Но это статистика. С учетом развития медицины, методик и технологий лечения, новейших медицинских препаратов, конечно, мы на уровне.

Тем не менее журнал «Здаровы лад жыцця» опубликовал тревожные цифры: лишь 10% школьников имеет нормальное здоровье, у 40% диагностируются хронические заболевания, у 50% отмечаются функциональные отклонения. Речь, понятно, идет не о врожденных аномалиях, а о приобретенных.

Кто же виноват в том, что наши дети не соответствуют определению «здоровый ребенок»?

Говорят, что у школьников плохое здоровье из-за плохого питания, из-за экологических проблем. Но это ли главное? Скорее всего, впереди шагает «стрессовая» педагогика.

Наши дети в большинстве своем не догадываются о том, что количество уроков и предметов в день, количество рабочих и выходных дней в неделю расставляют не директор школы и его заместитель, а в Министерстве образования. И вот сегодня в который раз из Минска слышны голоса – количество часов по предметам надо увеличить, а для этого, естественно, требуется отнять у детей субботу и каникулярный месяц июнь. Как-то быстро все забыли, как на двух съездах подряд Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко убеждал нас перейти на пятидневку и тем самым снять с наших детей накопившуюся за неделю психологическую и физическую нагрузку.

С точки зрения здоровья растущего человека речь идет о субботе – об элементарном выходном дне, который, кстати, имеют взрослые. Имея только один выходной – воскресенье, мы лишаем учащихся 5 - 11-х классов отдыха вообще. Ведь отняв субботу, мы отнимаем у детей единственный выходной. Так как в воскресенье дети уже учат уроки на понедельник.

А в реальности практически во всех европейских странах учебный год длится девять месяцев, как и в Беларуси. А вот то, что в Европе у всех пятидневка, – это правда. Правда и то, что у всех не более 6 уроков в день, и факультативов после уроков нет, и учебный год длится 12 - 13 лет.  И то, что  в Европе в профильных старших классах 6 - 10 предметов, а не 17 как у нас, – тоже правда.


А если ребенок одаренный? Что только не сваливается на его голову! И олимпиады, и конференции, и финансовая грамотность, и юридический всеобуч, и политология, и экология, и медицина, и заочные курсы, и творческие школы с уклонами. А если школьник становится кандидатом на медаль? Будущим медалистам требуется постоянно доказывать всевозможным комиссиям, начиная с 8-го класса, что его оценки -  это правда.

Обратите внимание, мы уже не говорим, что дети имеют право просто погулять! Ученикам не хватает времени для самостоятельной работы, для увлечений, для хобби, для полноценного отдыха, снимающего полностью накапливаемую за неделю усталость.

Именно перегрузка учащихся школьными буднями является причиной низкого качества знаний, отсутствием творчества у большинства наших выпускников школ и университетов,  и что еще опаснее – плохого здоровья наших детей.

МИФ 6. Количество учащихся в классе можно увеличивать до бесконечности. 

Опыт столетий говорит о том, что талантливый ученик мог вырасти только рядом(!) с учителем. Чем дальше они удаляются друг от друга, тем меньше информации усваивается учеником. Ведь не зря репетитор добивается лучших результатов, работая один на один с учеником. Т.е. увеличение детей в классе с 20-ти до 30-ти, тем более до 40, автоматически уменьшает качество знаний в разы. Не случайно заботливые родители отдают свое чадо в частные детские сады и школы, где в группе не более 10-ти учащихся. Особенно падает качество процесса обучения в младших классах с количеством детей от 20-ти и выше.

Нельзя путать студенческие аудитории в больших лекционных залах, где на лекциях присутствуют высокомотивированные студенты, со школьными классами, где присутствуют несмышленые школьники. Но даже в ведущих университетах мира предпочтение отдают индивидуальной работе со студентами! 

МИФ 7. С бухучетом все в порядке!

Во-первых, вызывает улыбку объявление о проведении тендера. Не важно, на какой предмет – купить или построить. Главное, нас похвалят, если мы продешевим(?). Улыбаемся от того, в чем же мы выиграли, если одно и то же изделие у нашего производителя оказывается дешевле. Ответ может быть только один: получается, что главное – это низкая цена, а не качество.   

Во-вторых, выдумщик идеи, заставляющей нас при предъявлении бухгалтеру счета на покупку товара, обязательно представить «конкурентные счета», в чем-чем, а в экономике весьма слаб. Любое движение, связанное с денежными затратами, должно быть в первую очередь экономически выгодным. Простой пример. Взяли мы счет на канцтовары на 900 тысяч рублей. И начались поездки по магазинам за конкурентными счетами. Потратим полдня времени, деньги на проездной для поездок, бумагу на листы, нервы на «поиск»… Привезли конкурентный счет на 899 тысяч рублей! Выиграли ОДНУ тысячу! Проверяющие бухгалтеру объявят благодарность… 

В-третьих, кому-то показалось, что достаточно объявить о том, что школа получила юридическую самостоятельность, оставшись при «централизованной бухгалтерии», и она уже сможет рационально распоряжаться финансовыми средствами!  Здесь тот случай, когда необходимо обратиться к опыту соседней Европы. Нет ни в одной рядом находящейся стране «централизованной бухгалтерии». Переводчики с русского затрудняются объяснить, что такое «централизованная бухгалтерия». Они не понимают, как в одной бухгалтерии хранятся вместе материальные средства всех учреждений образования региона. Никто не понимает, почему кто-то решает, какому директору дать деньги, какому дать потом, а кому вообще не дать. Нас пугают особой ответственностью за умение (неумение) работать с бухгалтером. Но ведь ни одна школа, имеющая собственную бухгалтерию, по собственной инициативе не перешла в централизованную.


МИФ 8. Учреждения образования в нашей стране стабильно могут работать только пять лет!

Понятно, при создании нового учреждения образования необходима его аккредитация. Ее наличие означает соответствие данного учреждения всем требованиям государственных стандартов. Но далее начинается нечто странное. Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь утверждает, что через пять лет аккредитацию надо повторять. Интересно, кто определил срок «5 лет»? А может, 3 года, а может, всё-таки 6 лет? Оказывается, учреждения образования не выдерживают уровень стандартов без вмешательства комиссии департамента. Выходит, ничего не стоит деятельность руководства учреждения без вмешательства 6 человек, посланных департаментом! А ведь ежегодно, а не раз в 5 лет, выпускники сдают государственные экзамены, участвуют в олимпиадах и конкурсах, пишут дипломные проекты, сдают централизованное тестирование. За всем этим наблюдают ежедневно(!) родители, отделы образования всех уровней, Министерство образования, депутатский корпус! Оказывается, это не то. Всю правду о качестве нашей работы знает только департамент.    

Конечно, учреждения будут аккредитованы, это даже не обсуждается. Как и не обсуждается то, что ни одна комиссия не объявит для коллектива какую-то новость о качестве работы учреждения. Как и не обсуждается то, что ни одна комиссия не исправит недостатки, имеющиеся в работе учреждения.

МИФ 9. Имея ЦТ, двигаться вперед не обязательно!

Слава Богу, в стране не пытаются отменить ЦТ! Но что нам мешает идти дальше и осваивать Единый Государственный Экзамен, т.е. объединить выпускные экзамены и ЦТ по примеру России.  В нашей маленькой стране это легко сделать, и проблем, таких, как в России, у нас не будет. 

Мы уже привыкли и не замечаем, что итоговые оценки, выставленные учителями выпускникам школ, учитываются только при подсчете среднего балла аттестата. А дальше их надо все время пересдавать и переподтверждать. В таком случае логично выпускной экзамен в школе отменить и сдавать ЕГЭ. Также логично в аттестаты вносить средний арифметический балл по предмету за два последних года. Тем более профессионалы понимают, не может быть даже двух одинаковых экзаменов с одинаковой сложностью заданий, с одинаковыми требованиями, значит, и оценки никогда не будут одинаковыми.

Это еще и огромная экономия материальных и моральных ресурсов, которые расходуются на организацию только одного экзамена только в одном учреждении образования. В целом по стране мы получим колоссальную экономию средств. 


МИФ 10. Выпускник университета – это специалист, который еще несколько лет должен быть стажером!

А давайте думать и делать иначе.  Выпускник университета – это специалист, который владеет самыми новыми, самыми современными знаниями и профессиональными навыками. Дипломированный выпускник – это виртуоз в своем деле.

Так ли уж это сложно? В достойных университетах такая задача является приоритетной.

В педагогических вузах шагом для подготовки высокопрофессиональных выпускников, при прочих известных требованиях, является практикоориентированный учебный план. Особенно на последних курсах. Резерв, и очень мощный, имеется. Всем известно, что в нашей стране уже много лет существует Республиканский клуб  «Хрустальный журавль».  54 самых лучших учителя, входящих в клуб, продолжают работать в школах. Иногда проводят мастер-классы, выступают в педагогической прессе. А представьте, какой эффект мы увидим, если мы наших учителей-мастеров заберем в педагогические университеты и на последних курсах отдадим им будущих молодых учителей!

Владимир РАЗУМОВИЧ, директор ГУО «Гимназия №3 г.Барановичи»,

экс-председатель Белорусской ассоциации школ.


Комментарии

бывший педагог
19.02.2015 14:11:42
Спасибо за важную и нужную статью. Точно и грамотно описано печальное состояние нашей системы образования
Рапт
30.01.2015 18:01:50
Еще надо было бы упомянуть, что в некоторых школах такая администрация, что никакие реформы не помогут.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!