кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

22
Сентября
Суббота
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
img_foto1_1413010216_300_200.jpg54b8cbc04a1c5

Проблемы образования: мнение директора СШ №7 г. Бреста Светланы Езерской

10:28 16.01.2015

 Свою трудовую деятельность Светлана Езерская, по образованию учитель истории, социально-политических дисциплин и права, начала 24 года назад в райцентре родной Могилевщины. С 2011 года возглавляет одну из самых успешных и престижных школ нашей области – СШ №7 Бреста с углубленным изучением немецкого языка. Всего же на директорской должности двадцать лет. Преподает историю и медицинскую подготовку. Учитель истории высшей категории. Депутат Брестского городского Совета депутатов. Превыше всех регалий ценит звание «учитель». Считает, что во всем должны присутствовать разумная мера и понимание своей миссии: и родителями, и педагогами. Еще говорит взрослым: нам делить нечего – у нас общие дети. О человеке и смысле жизни делится мыслями на своей страничке в интернете. Одна из установок, которые прививает и собственным двоим детям, и своим ученикам: «Спешите жить осознанно».

Сегодня Светлана Алексеевна рассуждает о школе – той среде, в которую она погружается не просто как в работу, о той среде, где живет ее душа: что хорошего привнесли в учебный процесс многочисленные реформы последних лет, что важное не разрушили, что надо бы изменить, к чему, возможно, и вернуться, чему прежде всего должна учить ребенка школа?

 

НАСТРОЙТЕСЬ НА ЛЮБОВЬ

Самое дорогое для нас, учителей, - это дети. Они – отражение устремлений взрослых, наших достижений, переживаний, проблем. И если мы находим общий язык с ними, если они нам верят и доверяют, значит, ты как учитель состоялся, нашел себя.

Бывает, чувствую себя очень уставшей, кажется, не могу больше работать - тогда выхожу в коридор и направляюсь в ту часть школы, где занимаются малыши. Они встречают меня очень эмоционально, и среди них я забываю обо всех проблемах. И всегда говорю своим коллегам: нужно обязательно любить то, что ты делаешь. Если ты на это не настроен, как бы ни был компетентен профессионально, у тебя вряд ли хорошо получится.         

Школа – это душа нашего общества. И хорошо, что к ней есть внимание и понимание того, что образование – это наше будущее. А с другой стороны, печалит, что интенсивность внимания получается эпизодической – когда обнаружится какая-либо проблема. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, как сегодня привьем им нашу национальную идею, зависит, в каком государстве мы будем жить.

Думаю, что реформы в школе должны быть, но только если они не являются составной частью чьей-то диссертации, а направлены на конкретного ученика. Для того, чтобы давать прочные знания, чтобы формировать устойчивые нравственные ценности, школа все-таки, по большому счету, должна быть консервативной – иначе мы можем растерять то, что наработали в советские времена.

 

О ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Введение в свое время профильного обучения, на мой взгляд и по мнению моих коллег, стало большим достижением. И когда его отменили, многие педагогические коллективы оказались в растерянном состоянии и, проявляя творчество, стали придумывать разные способы, как же сохранить профильные классы. Мы это делали за счет факультативов, платных образовательных услуг.

Грех было бы утратить наработки многих лет - в нашей школе с 1970 года ведется углубленное изучение немецкого языка. Мы тесно взаимодействуем с Институтом Гете, Федеральным управлением по развитию школьного образования за рубежом. С 2006-го у нас началась подготовка учащихся к экзаменам на шпрах-дипломы – германские сертификаты по немецкому языку, дающие право на поступление в высшие учебные заведения Германии. Иностранный язык как одно из средств коммуникации и познания мира сегодня очень востребован – об этом можно судить хотя бы по тому, что более 70% учащихся нашей школы проживают не в нашем микрорайоне.

Уже второй год как вернулось профильное обучение, оговорены условия и сейчас рассматривается такой момент: профили могут быть расширены за счет востребованности образовательных запросов детей и родителей на местах и возможностей учебных заведений.

Еще один важный вопрос в этом контексте, находящийся в стадии рассмотрения, - о введении проходного балла в профильные классы.

Ознакомившись с предложениями, я склонна к той мысли, что надо отдать право при его установлении все-таки непосредственно учебному заведению. Поскольку рекомендуемый минимум в 6 - 7 баллов, например, для нашей школы – это слишком малый порог. Желающие учиться у нас дети показывают достаточно высокие знания, и их уровень вполне позволяет установить проходной балл на уровне 8,5. Ведь в этом вопросе важно не количество учеников, а качество их образования.  

 

О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ

Прежде всего от учителя – его вдумчивости и компетентности – зависит благополучное будущее нашей страны. В этой связи, конечно же, понятна обеспокоенность руководства страны, как повысить престижность учительского труда. Скажем, в былые годы не менее десяти моих учеников пожелали стать учителями истории. Теперь такого стремления нет.

Как вернуть высокий статус учителя, как заинтересовать профессией выпускников школ?

Безусловно, одна из важнейших составляющих престижности труда – материальная сторона. Давайте посмотрим, много ли в школе учителей-мужчин. Это, согласитесь, говорит о многом. В нашей из 127 педагогических работников – всего десяток. То есть мужчина прежде всего в семье должен нормально зарабатывать...

Авторитет учителя следует поднять до уровня государственного работника. Изначально его зарабатывает, конечно же, сам педагог. И здесь, прежде всего, необходимо говорить о высокопрофессиональной подготовке студентов. Увы, сегодня наши педагогические вузы не всегда получают лучших абитуриентов. Некоторые идут туда просто за «корочкой», другие – по зову души. И тут не столько важно, какого цвета у тебя будет диплом, как личное желание преподавать и любовь к профессии. Такие и остаются. К примеру, в нашей школе практически все учителя имеют стаж более 15 лет.

Социальная статусность педагога заключается еще и в том, что возлагаемые на учителя полномочия должны соответствовать его должностным обязанностям. А у нас получается так, что школа очень много полномочий берет на себя, как бы отстраняя родителей от первенствующей роли и в образовании, и в воспитании своих детей, и в ответственности за их жизнь.

Поэтому, думаю, при поступлении ребенка в школу имеет смысл не только знакомить родителей с уставом учебного заведения, но и заключать с ними договор, в котором прописаны равные условия и родителей, и учителей, да и детей тоже за невыполнение определенных требований. Это касается как пропуска уроков, так и соблюдения правил дорожного движения.

 

О ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

Это неправильно, что наши учебники постоянно пересматриваются, порой создаются под автора, пишутся по какому-то заказу. Я как учитель истории хорошо это понимаю. Учебники можно критиковать и называть много минусов. Тогда-то и вспоминаем про то, что есть учитель, который сам должен проводить подбор материала. Но, с другой стороны, должна быть школьная программа, содержащая перечень учебных предметов, который не вынуждал бы педагога тратить время на поиски какого-то среднего варианта, а давал возможность углубиться в то, что он должен дать детям.

Всегда считала, что самое главное средство и лучшая технология в образовательном процессе – это думающий, творческий учитель и мел. Сейчас же важно не просто знания детям передать. А наши учебники как раз так и построены: обилие фактического материала, который сложно переварить. К примеру, в учебнике истории для 8-го класса в одном предложении вмещены понятия буддизма, конфуцианства и даосизма. Да восьмиклассник не только не поймет, что это за религии, но и названий их не запомнит.

При подготовке обучающего материала нам надо создавать авторские коллективы не из академиков, а прежде всего привлекать учителей-практиков - тех, кто работает в школе.

И не бояться заглянуть в учебники советской поры, которые мы до сих пор ценим за их содержательность и доступность. Это, к слову, касается всех предметов. Не просто вернуть их в первозданном виде, а взять за основу, адаптировать к нынешним условиям. Убрать устаревшую идеологию - наполнить современной. 

А что такое идеология? Это заказ государства на объяснение ситуации сегодняшнего дня. Нынешняя идеология такова: мы прежде всего должны ощущать себя белорусами. Один из главных признаков национальности – это язык.

А вот тут еще одна проблема – как мы можем научиться ощущать себя белорусами, когда в первом классе всего один час на родной язык и чтение отводится? Далее в начальной школе – только три часа на белорусский. Столько же – на немецкий, но при этом класс делится на три группы, и его изучение детям дается легче. А разве не нонсенс, что история Беларуси преподается на русском языке?

 

О МОДЕ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

У нас сегодня существует мода на высшее образование. Когда единица в условиях десятибалльной системы считается положительной отметкой и дает право ученику быть аттестованным, считаю, это спорный момент. Почему мы сами создаем посыл для ухудшения качества образования? Получить базовое и учиться определенной рабочей профессии – возможно, для многих это и есть призвание, путь в жизнь. Рабочие в стране тоже нужны. 

Мы почему-то отделили труд от школы, и трудовое обучение заканчивается в 9-м классе. К тому же в санитарных нормах и правилах говорится о том, что дети не должны принимать участие в уборке кабинетов. Я не считаю участие школьников в создании комфорта в своих классах чем-то зазорным. Конечно, при этом мы должны следить за соблюдением определенных гигиенических правил. Но ведь и многие родители с сожалением признаются, что дети не могут ни шить, ни убирать в доме, что они этому школой не научены. С одной стороны, делаем для детей благо, а с другой – растим потребителей. 

 

О СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

На мой взгляд, в школьных программах мало внимания уделяется социализации ребенка. Речь идет даже просто о том, чтобы научить его общаться – и со сверстниками, и со взрослыми, высказывать свое мнение по поводу тех или иных событий в общественной, да и в личной жизни. Чтобы ребенок не замыкался в себе – это, как известно, зачастую приводит к довольно печальным последствиям.

Эту роль в школе выполняют прежде всего такие предметы, как литература, история. А как можно за один час литературы в старших классах проанализировать «Войну и мир»? Что можно понять и рассказать начинающему жизнь человеку о своем отношении к духовности? Конечно, можно найти в этом проявление индивидуализма. Но индивидуализм ведь не есть в своей основе закрытый эгоизм – он содержит яркое развитие личности. А если человек не может выразить чувств, откуда другие узнают о том, что они в нем есть? 

К тому же в последние 2 - 3 года мы сталкиваемся с присутствием у детей не просто повышенной тревожности, но даже состояния депрессивного расстройства, которое побуждает родителей обращаться к профессиональным психотерапевтам. Дети замыкаются в себе.

Посудите сами: даже в нашей школе каждый третий ребенок – из неполной семьи. И тут надо говорить о такой проблеме, как неукомплектованность школьной социально-психологической службы. Здесь должны работать специалисты не только с теоретической подготовкой, но и с жизненным опытом.  


О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Не совсем согласна с теми, кто считает одной из главных проблем педагогов бумагооборот. Действительно, мы много пишем, но не столько пишет непосредственно учитель. Учителя во все времена составляли отчетность и по итогам успеваемости, и по работе с классом. Другое дело, что для администрации, воспитательной службы это действительно большая и не всегда необходимая ноша.      

Хотя в последние годы и прослеживается некоторая слаженность и упорядочение в проведении районных, городских мероприятий, тех, что проводятся центрами внешкольной работы, все равно в этом остается много несогласованности и наложения одних на другие. Мы же должны во всех их принять участие. Не надо перегружать школу в этом плане – достаточно одного масштабного мероприятия в четверти, тем более что у нас хорошо развита сеть внешкольных учреждений, и многие ребята занимаются в различных кружках. Для них и логичнее организовывать такие праздники. А для школьников в общей своей массе самые яркие и запоминающиеся – те, что проводятся в родном учебном заведении.

Еще хочу сказать о необходимости обеспечения различных мероприятий зрителями. Это уместно только в том случае, если не вредит учебному процессу. 

Суббота, которая считается днем активной воспитательной работы, думаю, следует сделать учебной для детей старшей ступени. Зачем перегружать их на неделе, чтобы в субботу они позанимались спортом, приняли участие в других воспитательных мероприятиях? Нагрузка должна быть распределена рационально. Все-таки, чтобы заработать такой серьезный документ, как аттестат о среднем образовании, нужно потрудиться. Скажем, последний день рабочей недели отвести не физике и математике, а той же литературе – чтобы дети рассуждали, устраивали дебаты. А воспитательные мероприятия с классом можно проводить и в другие дни после уроков. Словом, вариантов много. Просто надо дать простор творчеству.

Автор
Ирина ОРЛОВА

Комментарии

Yo-week
20.01.2015 09:51:42
Вот наткнулась на итересный пост в тему http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/ (почему финское образование считается одним из лучших в мире)
ттт
16.01.2015 11:23:16
Да, всё хорошо, всё по делу. Но сколько бы мы не говорили, сколько бы не возмущались, проблемы образования будут всегда. Ну не сможет наша система успевать за изменениями в обществе, как бы мы не старались.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!