кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Сентября
Среда
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
jasno.jpg5b03c3ce63bba
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Кто для вас Диего Марадона?
Курс валют в Бресте и области
dz.jpg526394d720392

Домашние задания: пора отказываться?

11:31 20.10.2013

Дочка знакомых учится в 9-м классе. Девочка не глупая и не ленивая, но домашние задания делает с большой неохотой, выкручивается, как только может. Сочинение по английскому у нее готово за минут пятнадцать. Спасибо переводчику Google и куче сайтов, где можно позаимствовать чужие мысли. Та же история с географией - в Сети, оказывается, можно отыскать даже готовую контурную карту. Я уже не говорю про задачи.

Так есть ли сегодня вообще смысл в домашних заданиях, если школьники перестали делать их самостоятельно? Может, нам стоит последовать за Россией, где хотят исключить эту часть из учебного процесса?     

Сделай сам!

- Математика и английский - самые важные уроки для меня, - деловито заявляет семиклассник Даник Иванов. – Математика, говорят родители, всегда пригодится в жизни, учи. А за английский сам решил взяться всерьез – вдруг за границу когда-нибудь поеду? 

По этим предметам мальчик занимается с репетиторами, чтобы подтянуть знания. Но не только. Иногда он обращается к ним за помощью, чтобы сделать домашнее задание. Удивлены? Признаться, я очень. И ведь в своем классе он такой не один. В погоне за хорошими баллами родители все чаще прибегают к услугам репетиторов, к которым раньше обращались, чтобы натаскать ребенка к ЦТ, подготовить его к поступлению. 

Учителя всячески, но не всегда успешно пытаются втолковать родителям, что, нанимая репетиторов своим детям в младших и средних классах, они тем самым не помогают ребенку, а, наоборот, – убивают в нем самостоятельность. Тот же эффект достигается, когда мамы и папы вместо того, чтобы просто контролировать выполнение домашнего задания, делают его за ребенка. И причем находят себе оправдание. Одни сетуют на несовершенство учебников – дескать, там не всегда доступно излагается тема. Другие – на собственных детей, которые, по их мнению, еще не доросли до определенного уровня. 

-  Родители вместо того, чтобы стать нашими союзниками и помочь своему сыну или дочке научиться учиться, делают все наоборот, - отмечает директор СШ № 3 г. Бреста Маргарита Богданович. – Мамам и папам гораздо проще сделать домашнее задание самим: за пять минут решить задачку, чем час объяснять ребенку, как надо, или ждать еще больше времени, пока его вдруг осенит.

Учителя настаивают: родители не должны сидеть с детьми за уроками, а тем более делать домашнее задание вместо них. Основная задача мам и пап – научить ребенка самостоятельности и, если нужно, проконтролировать, проверить его. 

Большие скачки 

Не будем лукавить, вчерашние школьники тоже списывали. Правда, друг у друга. Сегодня такой способ взаимовыручки тоже никто не отменял, но главный помощник нынешних школяров – это его Величество Интернет. Готовые рефераты, сочинения, решения задач по математике, физике, химии находятся в абсолютно свободном доступе. Так неужели при таком раскладе сегодня кто-то еще сушит мозг над тем, почему Раскольников убил старуху-процентщицу? 

- Я точно знаю, что мой сын не списывает сочинения, - говорит мама восьмиклассника одной из брестских школ Алена Мамаева. – Однажды, правда, был случай: он все подчистую слизал из Интернета, но тогда учитель вернул ему работу со словами: «Я знаю, откуда ты это взял». Большинство педагогов хорошо ориентируются в Интернете, знают сайты, с которых можно скачать ту или иную работу и строго отслеживают своих учеников.

Впрочем, многие учителя очень даже снисходительно относятся к тому, что ученики активно пользуются Интернетом при подготовке домашнего задания. Главное – чтобы ребенок, «одолжив» парочку умных мыслей, не забыл сам порассуждать на заданную тему. 

- Интернет – не всегда плохо, не всегда во вред, - считает учитель белорусского языка и литературы СШ № 3 г. Бреста Людмила Бельчук. – Это огромное подспорье для ребят, ведь они могут поработать с различными сайтами: одну мысль взять отсюда, другую – оттуда, и на основании мнений выработать свою точку зрения. 

- Я считаю, что задача современной школы – не вложить в головы учеников определенную базу знаний, - говорит директор третьей школы Маргарита Богданович, - а научить ребенка самостоятельно добывать знания, правильно пользоваться тем же Интернетом, приучить детей трудиться, а не жить на всем готовеньком, ведь кому в дальнейшем будут нужны такие специалисты, которые и шага не могут сделать сами, без помощи Интернета? 

С недавних пор в школах стали предъявлять довольно строгие требования и к написанию рефератов. Если раньше это был источник халявной оценки -  учителей устраивала «поисковая работа» ученика: нашел в Интернете, распечатал пару страниц с красивыми картинками, то теперь все иначе.

- Сообщения и рефераты мы даем редко, - говорит учитель биологии СШ № 30 Людмила Наливко. – И при этом ставим обязательное условие – дети должны не только найти материал, но и рассказать классу о наиболее интересных фактах, защитить свой доклад. То есть мы больше не ставим оценок только за «скачку».  

Все решено!  

Говорят, что решебники появляются в магазинах раньше, чем сами учебники по математике, физике, химии. И педагоги, конечно, не могут запретить детям покупать их, а тем более пользоваться. К такой «литературе», надо сказать, у учителей разное отношение. Одни - ярые противники. Другие, напротив, не считают преступлением выдавать чужое решение за свое. Правда, если только ребенок пытается разобраться в теме, а не машинально списывает. Это и стараются выяснить на уроках педагоги. 

 - Мне абсолютно не важно, откуда взял решение ученик – родители помогли или решебник, - говорит математик с 30-летним стажем Маргарита Богданович. – Главное – результат, его знания. Если ребенок и списал с решебника, все равно хоть что-то должно отложиться у него в голове. А так ли это, покажет контрольная. 

- Я уже давно полностью изменила систему проверки домашних заданий, - рассказывает учитель математики СШ № 30 г. Бреста Лидия Васкевич. – Конечно, как и прежде, проверяю его наличие. А для того, чтобы проконтролировать качество выполненной работы, мне приходится заранее готовить аналогичное задание – менять, например, цифры в задаче и вызывать учеников к доске без тетради. В принципе, я не запрещаю своим детям пользоваться дома решебниками – пожалуйста, разбирайтесь, но помните: оценку поставлю только за то, что вы решите при мне. 

А школьники что? Многие ребята не скрывают: нередко обращаются за помощью к решебникам. Причем не за тем, чтобы проверить себя или разобраться, если у них что-то не получается, а именно за тем, чтобы списать готовое решение, а потом его просто вызубрить и отбарабанить у доски, как стихотворение. И все ради балла. Горькая, но правда.

- Как таковой пользы от решебников практически никакой нет, - говорит заместитель начальника управления образования облисполкома Ирина Човжик. - Они не дают никаких знаний, не могут ничему научить ребят, выпускаются лишь для того, чтобы облегчить жизнь школьников, чтобы те не получили плохую отметку. Совершенно другое дело, когда родители покупают решебники для себя. Это нормально. Многие мамы и папы по прошествии лет не помнят, как решается та или иная задачка, но им надо проверить ребенка, и, может быть, объяснить ему. В таком случае решебник полезен, но подчеркиваю: для родителя, а не для ребенка. 

А на дом... ничего  

- Я был бы очень рад, если бы домашнее задание полностью отменили, - признается ученик 11-го класса СШ №3 г. Бреста Артем Климович. – Я готов дольше работать в школе – слушать на уроке новую тему и тут же закреплять ее, а домой приходить свободным, чтобы заниматься своими делами: готовиться к ЦТ, например, а не к тем предметам, которые мне не нужны при поступлении. Так и учителям было бы гораздо спокойнее, и они не гадали бы: сам или нет я сделал домашку. И оценка тогда будет объективнее...

Утопия? Что-то из рода фантастики? Большинство педагогов, с которыми довелось пообщаться при подготовке этого материала, считают невозможным в нынешних условиях применять такую форму работы, когда ученик уходит с урока без задания – мол, дома дети обязательно должны закреплять полученный в классе материал. Но, оказывается, нет ничего реального. Уже не первый год в нашей стране ведутся не только разговоры о том, как уменьшить объем домашних заданий либо совсем обойтись без них, но и педагогические эксперименты, позволяющие осуществить все это на практике. 

- Когда я работала в брестской гимназии № 5, на протяжении долгих лет занималась вопросами, как повысить мотивацию детей к обучению и как уменьшить на них нагрузку, - рассказывает заместитель начальника управления образования Ирина Човжик. - Есть педагогические технологии, которые дают возможность не потерять ни одной минуты на уроке, чтобы каждый ребенок в силу своих способностей на занятии выполнил тот или иной объем материала и ушел домой абсолютно свободным. Это технология коллективных способов обучения, полного усвоения знаний, уровневого обучения и другие. Все они позволяют заниматься максимальное количество времени на уроке именно закреплением получаемых знаний. И сегодня многие педагоги школ области с этим работают. 

Ирина Васильевна преподавала историю и часто на своих уроках использовала технологию крупноблочной подачи материала. При традиционной системе урок построен следующем образом - проверка домашнего задания, объяснение учителем новой темы, ее закрепление. А вот как проходят занятия по относительно новой методике – на первом уроке учитель выдает всю тему¬, а на следующих дети выполняют по ней задания, работают как самостоятельно, так и в парах, группах, и каждый урок получают отметки. 

- Эти технологии позволяют выучить на уроке необходимый минимум, - отмечает Ирина Човжик. - Если же у ребенка есть способности, ему интересен предмет, ему хочется получить отметку выше, он может делать дополнительные, на повышенном уровне творческого вида задания. Причем и дома.

Ирина Васильевна уверена, что, несмотря на множество современных педагогических технологий, отказаться полностью от домашних заданий, как, например, хотят сделать в России, нельзя. Дети должны получить хорошие качественные знания, чтобы подготовиться к ЦТ, а потом и реализовать себя в жизни. Для этого, убеждена она, ребенок обязан усиленно работать в школе: именно на уроке, а не дома нужно решать максимальное количество задач, чтобы не было соблазна списать. И, как ни крути, после уроков. Ведь где, как не дома, читать ту же самую литературу? 

Сколько времени в день ребенок может тратить на домашние задания? (Выписка из санитарных норм и правил) 

1 класс – домашнего задания нет,

2 класс – до 1 часа 20 минут,

3-4 класс – 1,5 часа,       

5-6 класс – 2 часа,

7-8 класс – 2,5 часа,    

9-11 класс – 3 часа

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Divin
21.10.2013 17:59:42
Вопрос, конечно, интересный. У меня отец всегда вспоминал школу мол - никогда дом. задания не делал. учился в деревенской школе - не хотел делать да и не до этого было. Все схватывал на лету, за новый материал получал пятерки, а за дом задание двойки. в итоге выходили трояки. Но если бы не было дом заданий - точно был бы круглым отличником - ему это все учителя говорили. Так что такой подход (без д/з) возможен, но дифферцированный - для таких вот учеников. Однако в нашей системе это вряд ли возможно
Отучился_Давно
21.10.2013 10:19:49
У нас настолько убито образование всеми реформами, что если откажутся еще и от д/з, то лучше вообще закрывать школы
Windorf
20.10.2013 16:32:53
Да пусть дети сидят и учат уроки. Все лучше, чем слоняться по улицам или у ноутбука часами просиживать. Нам в советское время тоже много задавали и без Интернета как-то обходились.
Шмуэль Йосеф Абрамович
20.10.2013 16:28:52
Надо изучить зарубежный опыт. в перваю очередь американский, японский, китайский и с учетом наших реалий прийти к чему-то. Нагрузка в школах сейчас чрезмерная
Limbo
20.10.2013 15:18:03
У нас часто в крайности бросаются. Вот и тепер. Конечно нужны дом задания, но в разумных пределах. Должна быть золотая середина.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!