blueALL-2.jpg5ceccc0d2b422

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

15
Июля
Понедельник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер-резул.jpg5d1f0e01ba653
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
117925_html_7dd49ecb.jpg523ea5693329d

Монополисты прикрываются границей

11:08 22.09.2013

Новый модельный закон о конкуренции в рамках Евразийского экономического пространства призван поднять добросовестную состязательность субъектов хозяйствования на наднациональный уровень.

По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлана Алдабергенова, Брест не случайно был выбран местом проведения круглого стола на тему «Правовые аспекты обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках в различных отраслях экономики». В этом регионе много производителей, работающих на экспорт, и участникам встречи интересно на месте выслушать мнения представителей регионального бизнеса по вопросам конкуренции, и принять их к сведению при разработке проектов антимонопольного законодательства.

Конкуренция станет законной

Министр отметил, что модельный закон о конкуренции в рамках ЕЭП должен быть принят уже в этом году. Сейчас стоит задача гармонизировать национальные законодательства стран  - участниц экономического сообщества и создать для всех субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана равные условия работы. Модельный закон объединит лучшее в законодательстве трех стран и общемировую практику. Пока же в этой сфере наблюдается определенный дисбаланс и дефицит механизмов контроля, что ведет к многочисленным нарушениям условий добросовестной конкуренции между предприятиями разных стран. В частности, российская ФАС (федеральная антимонопольная служба) занимает высокое 17-е место в мире среди антимонопольных регуляторов, а соответствующие ведомства Казахстана и Беларуси даже не участвуют в рейтинге. Мало того, в РБ нет полноценного антимонопольного органа, поскольку регулятором выступает один из департаментов минэкономики. Понятно, что ФАС довольно жестко поступает с нарушителями условий здоровой конкуренции, однако на данном этапе эти предприятия могут зарегистрироваться в Беларуси или Казахстане и уйти из-под зоркого ока федеральной службы. С другой стороны, та же ФАС, призванная защищать интересы российских производителей, не очень-то спешит на помощь, когда ущемляются интересы белорусских предприятий. За примерами далеко ходить не надо.

Сырьевое неравенство

Компания «Гомелькабель» покупает алюминиевое сырье в России на 12% дороже, чем их российские конкуренты. Кроме того, конкуренты из Федерации продают провода ниже стоимости сырья, перекрывая убытки за счет других видов продукции, лишь бы вытеснить белорусского производителя со своего рынка. Чтобы удержать свою нишу, «Гомелькабель» вынужден торговать себе в убыток. Вот такая конкуренция. Аналогичная ситуация сложилась и с апатитовым концентратом, который тоже обходится значительно дороже для белорусов, в результате чего отечественные производители не в состоянии конкурировать даже на внутреннем рынке удобрений. Также не очень заметны интеграционные подвижки и в сфере международных перевозок.   Если на двусторонних белорусско-российских маршрутах удалось добиться безразрешительной системы, то при работе с третьими странами белорусские перевозчики явно ущемлены. Кроме того, они зачастую не могут взять попутный груз до Москвы или Европы, например, когда возвращаются, скажем, из Новосибирска. Также много претензий возникает и при проведении электронных торгов по государственным или муниципальным закупкам.

Конкуренция – двигатель экономики

Все эти вопросы и призвано решить новое законодательство в поддержку конкуренции. При этом модельный закон – это лишь первый шаг. Следующим этапом станет создание антимонопольного кодекса. При этом участники круглого стола подчеркивали, что создание зоны свободного перемещения товаров и капиталов, устранение торговых барьеров и неравных условий для субъектов хозяйствования трех стран – это не самоцель, а инструмент увеличения конкурентоспособности товаров из ЕЭП в третьих странах. Только в реальной конкурентной среде возможно производство высокотехнологичного интеллектуального товара мирового уровня, иначе передовые страны будут поставлять нам эту продукцию, а страны ЕЭП будут плестись в хвосте мировой экономики. Поэтому нужно жестко придерживаться общих правил конкуренции, основанных на международных нормах в этой сфере. Также необходимо четко определить наднациональные компетенции ЕЭК и ее возможность применения санкций к нарушителям антимонопольного законодательства.

Нелишний опыт

В этом отношении наши страны находятся в выигрышном положении, так как могут использовать опыт Евросоюза, где еврокомиссия может налагать штраф на нарушителей договоренностей в сфере конкуренции до 10% их оборота. Европейский опыт достоин изучения в вопросах трактовки основных понятий. Кроме того, в Европе злоупотребление доминирующим положением на уровне союза не может не являться нарушением национального антимонопольного законодательства. Также там некоммерческий статус общественных организаций не позволяет им уйти от законов о конкуренции, как, впрочем, и прекращение деятельности – ответственность переходит к новой организации, эксплуатирующей те же ресурсы. Не является формальным понятием и госпомощь – в Европе это любое благо для предприятия, которое оно не могло бы получить при естественном развитии событий.           Таким образом, базовые подходы Евросоюза к вопросам конкуренции можно использовать и в ЕЭП.

Барьеры для агропрома

Поскольку для Беларуси весьма важен экспорт сельхозпродукции, то на встрече широко обсуждали вопросы конкуренции в этом секторе экономики. В частности, в агропромышленном комплексе довольно серьезные риски возникновения административных барьеров в виде технического регулирования, налогообложения и санитарных мер.   Поэтому ЕЭК активно разрабатывает единые технические регламенты. Устранение административных барьеров – не единственная проблема АПК в сфере конкуренции. Здесь нужно контролировать распределение субсидий и предоставление преференций, бороться с дискриминацией в отношении доступа к объектам инфраструктуры, создавать прозрачные биржевые механизмы торговли сельхозпродукцией. Евразийская комиссия ведет согласование агропромышленной политики сразу по нескольким направлениям – анализ, прогнозирование и регулирование рынков, господдержка, единство требований, развитие экспорта и инноваций, информационное обеспечение.

И игрок, и судья

Участники встречи говорили, что проект модельного закона о конкуренции все же носит в основном рекомендательный характер, а большинство статей имеют отсылки на национальное законодательство. При этом, кроме рекомендательной, многим хотелось бы видеть и обязательную к выполнению часть со статьями прямого действия, где бы конкуренция рассматривалась как двигатель развития экономики. Также некоторые выступающие считают неправильным, когда государство занимается коммерческой деятельностью, выступая одновременно и в качестве судьи-контролера, и в качестве игрока. Особенно это актуально для Беларуси, нынешняя экономическая парадигма которой заключается в наращивании госсобственности. При этом государство старается нарастить свою долю в значимых региональных предприятиях. Конечно, участие госструктур в гонке за сбыт оправдано, например, в таких системообразующих компаниях, как «Беларуськалий». Но мировая практика показала, что такие отрасли, как легкая или пищевая промышленность, лучше себя чувствуют в частной собственности.

От лозунгов к концепции

С трибуны было сказано, что нужны не красивые антимонопольные лозунги, при этом необязательные к исполнению, а дееспособная концепция с четким описанием методов, механизмов, инструментов и структур, способных ее реализовать. Отмечалось, что Беларусь пока отстает в формировании антимонопольных законодательства и институтов. Конкурентная среда в стране развита слабо, до сих пор существуют региональные торговые барьеры, когда некоторые исполкомы негласно предписывают по некоторым видам продукции торговать на своей территории только товаром, произведенным в данном регионе. В законодательстве нет понятия о рейдерстве. Также в республике работают структуры, которые одновременно являются и банком, и торговой сетью, и производителем. Поэтому просто необходимы инструменты для создания благоприятных условий для реальной конкуренции.

От теории к практике

 

Резюмируя итоги круглого стола, первый заместитель председателя Брестского облисполкома Михаил Юхимук подчеркнул, что от встречи не стоило ждать кардинальных прорывов. Наши страны находятся в стадии становления общей конкурентной среды, в этом направлении сделано немало, процесс запущен, и он необратим, несмотря на то, что некоторым участникам рынка, которых более чем устраивает нынешнее положение дел, хотелось бы максимально этот процесс замедлить. Сейчас у наших стран друг к другу масса претензий, например, по тем же электронным торгам. Но это вполне естественно на начальной стадии становления – со временем все придет в норму. Подтверждением тому служит и нынешний круглый стол, где было задано много точечных вопросов, и встреча прошла не только в теоретической, но и в практической плоскости.

Автор
Сергей РЕКУЦ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!