кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Ноября
Вторник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
english_2.jpg51bb0dfdeb338

Обязательный экзамен по иностранному языку: как прошел эксперимент?

15:35 14.06.2013

Выпускникам-2013 пришлось несладко. Да, грандиозных образовательных реформ, которых всегда боятся сами дети, родители и педагоги, не было.Но одно нововведение (хотя некоторые предпочитают это называть хорошо забытым старым) все-таки пережить довелось - обязательный экзамен по иностранному языку. Теперь, когда уже волнения позади, а в аттестате стоит желанная (ну или не совсем) отметка, пора анализировать, как прошел эксперимент. Нужен ли он в будущем? Какие знания показали школьники? И смогут ли они, оказавшись за границей, найти общий язык с аборигенами?

В десяточку!

Средняя школа № 20 давно считается в Бресте одной из лучших, где можно выучить иностранный язык - английский или немецкий по выбору. Два года назад новость о планируемом экзамене учителя встретили с радостью: вернуть его в школу - значит, повысить мотивацию ребят учить иностранный язык.

- Дети и родители отнеслись к этому совершенно спокойно, без нехорошего ажиотажа или страха, - говорит учитель немецкого языка Светлана Костюкевич.

На инглише или дойче многие ученики говорят тут, как на родном. Все потому, что постоянно общаются с носителями языка. «Англичане» прямо на занятиях могут позвонить по скайпу, допустим, в Лондон, а «немцам» повезло еще больше. 

- Вот уже несколько лет наши дети ездят в Германию по обмену, мы дружим с Вальдорфской школой города Равенсбург, - рассказывает заместитель директора по учебной работе СШ № 20 Светлана Шлома. - Это, конечно, очень помогает ребятам в изучении немецкого. Сегодняшние выпускники трижды были за границей, где имели возможность общаться с носителями языка. И это помимо всевозможных лингвистических лагерей, куда тоже очень активно ездят наши ребята. 

К экзамену в «двадцатке» готовились серьезно. Целый год 11-классники шлифовали коммуникативные навыки, читали в оригинале художественную литературу, тренировались в аудировании. Для прослушивания текстов, кстати, тут не приходилось «проситься в гости» к информатикам, как это практикуется во многих учебных заведениях. В каждом кабинете иностранного языка стоит компьютер (а то и два), есть наушники, диски. В общем, полноценная лингафонная студия. 

Естественно, столь ответственная подготовка дала хорошие результаты. Наивысший балл в 20-й школе на экзамене получили четверо учеников: две десятки по английскому, две - по немецкому. Также выпускникам удалось заработать немало девяток и восьмерок.

- Ребята нас очень порадовали, - отмечает Светлана Костюкевич. - На экзамене они старались говорить. Собственно, от них это и требовалось. Все, что мы в них вложили за все годы учебы, мы увидели на экзамене. Они не терялись, когда им предлагалась та или иная ситуация, могли спонтанно ответить на любой вопрос и поддержать беседу. 
- Теперь я абсолютно уверена, что наши выпускники не пропадут, окажись они за границей, с общением у них все в порядке, - поддерживает коллегу Светлана Шлома. - Мы, педагоги, ликуем: как это здорово, что экзамен вернулся именно в устной форме. Это на сто процентов оправданное решение. Ведь в современном обществе уровень владения иностранным языком должен измеряться не только знанием грамматики, но, прежде всего, умением говорить на нем без словаря. 

Оно тебе надо?

А вот совершенно другие впечатления от экзамена - не такие радужные. Учителю английского языка Наталье Ярошук  нынче пришлось поработать сразу в двух экзаменационных комиссиях: в средней школе деревни Войская, где она преподает, и в городской - в Каменце.   

- Честно говоря, я не увидела принципиальной разницы между уровнем знаний сельских и городских школьников, - говорит учитель. -  У тех и других есть общая проблема. Если с чтением и аудированием ребята еще более-менее справлялись, то к спонтанному общению не совсем были готовы - на экзамене чувствовали себя неуверенно. Некоторым, правда, помогали «выплыть» дополнительные вопросы. Но о высоких результатах все равно говорить не приходится. В моей школе десяток и девяток комиссия не поставила никому, было пару восьмерок. Думаю, основная проблема сегодняшних 11-классников в том, что они убеждены - иностранный язык им не пригодится. Так считает, увы, большинство, поэтому к самому экзамену ребята относятся без должной серьезности. 

Наталья Плечко, учитель английского языка СШ № 13 г. Бреста, напротив, считает, что с введением экзамена по иностранному языку ребята стали более серьезно относиться к предмету. 

- Это очень повысило их мотивацию, - говорит она. - Хочешь не хочешь, а учить надо, хотя бы потому, что нужно сдать экзамен. А сдать надо так, чтобы повысить средний балл аттестата. 

К экзамену в 13-й школе готовились с сентября, а в апреле провели пробное испытание. Несмотря на то, что оно было необязательным, на него пришли практически все ученики, что также подчеркивает заинтересованность ребят сдать экзамен хорошо. 

- Репетиция проводилась для того, чтобы немножко снять напряжение, разрядить стрессовую ситуацию, - рассказывает Наталья Владимировна. - Ребята посмотрели, каким образом будет проходить экзамен, попрактиковались в ситуациях. Конечно, к тому времени еще не все темы нами были пройдены, поэтому результаты пробного испытания оказались немного ниже тех, что выпускники получили уже на экзамене настоящем.  

Диапазон отметок в СШ № 13 широкий - от двойки до десятки. Преподаватель Галина Соколина отмечает, что в целом дети остались довольны результатами. Никто из них не ухудшил свою годовую оценку. А некоторым даже удалось ее повысить. 

Неравные условия  

- Получить девятку или десятку на экзамене - почти подвиг, если ты учишься в самой обычной школе, - считает вчерашняя 11-классница Ольга (у нее по английскому восемь). - Год назад я стала ходить к репетитору, потому что мои родители поняли: экзамен могу завалить. Ведь с таким количеством часов, которые у нас отведено на этот предмет, научиться бегло и красиво говорить на английском просто нереально. 

Сегодня многие учителя недоумевают: как можно было сделать экзаменационные билеты одинаковыми для всех? Речь о том, что учеников обычных школ поставили в равные условия с теми, кто априори их сильнее: учащимися лицеев, гимназий и школ, где обучение по-прежнему идет на повышенном уровне. А ведь до недавнего времени некоторые из рядовых школьников и двух слов не могли связать на иностранном языке. 

- Не буду скрывать, что раньше коммуникации как таковой у нас не было, - рассказывает преподаватель английского языка СШ № 2 г. Ганцевичи Александра Горбачик. - Учителя больше уделяли внимание грамматике и чтению. И только в последнее время мы переключились на развитие у ребят речевых навыков. 
- Отмолчаться на уроках, как прежде, теперь просто невозможно, - отмечает учитель СШ № 13 г. Бреста Галина Соколина. - Года два назад классы снова поделили не на две, а на три группы - по человек семь в каждой. И сделано это было с одной-единственной целью: чтобы на уроке каждый ученик мог высказаться. 

Конечно, развязать языки школьникам, которых раньше усиленно «натаскивали» на грамматику и лексику, совершенно забывая о речи, оказалось непросто. За небольшой по образовательным меркам срок педагогам пришлось полностью перекроить систему занятий, но самое трудное - перестроить мышление детей, научить их не бояться говорить на иностранном языке. Учителя признаются: в первое время буквально каждую фразу приходилось вытаскивать клещами. 

Теперь же, когда все самое страшное и волнительное осталось позади, ребятам важно не утратить приобретенные навыки. Но это уже забота не школы. Колледжам и университетам, куда они пойдут дальше, надо постараться эту планку не понизить. Ведь языку, как известно, нужна постоянная практика. 

Вопросы остались 

А у педагогов есть еще целый год до очередного испытания, и за это время им предстоит решить немало задач.  

- Хочется, чтобы в старших классах были созданы факультативы, - высказывает свое пожелание учитель СШ № 13 Наталья Плечко. - Но чтобы это были  не стимулирующие занятия, случайные, которые идут не по расписанию, время от времени, а именно системная регулярная подготовка. 

Еще одно пожелание от учителей - дождаться наконец аудиоприложений для старших классов, которые очень нужны для подготовки к устному испытанию. 

 - Экзамен у нас ввели, но ведь для начала следовало бы полностью подготовить базу, - рассуждает преподаватель Галина Соколина. - Сегодня лишь 5 - 7-е классы обеспечены аудиоприложениями к учебникам, а начиная с восьмого - пробел. Учителя вынуждены сами начитывать тексты, хотя тренировать аудирование, понимание иностранной речи на слух, конечно, лучше, имея под рукой записи носителей языка. 

И, пожалуй, самое главное. Сегодня существует явная нестыковка: в школах дети сдают устный экзамен, а при поступлении пишут лексико-грамматический тест. По мнению педагогов, именно устная форма - самая оптимальная для того, чтобы определять уровень знаний тех же будущих учителей иностранного языка. Ведь она позволяет проверить и грамматику, и произношение и, что немаловажно, выявить возможные дефекты речи. В школах надеются, что в скором времени и при поступлении иностранный язык будут сдавать устно. 

Кстати

В этом году на Брестчине тестирование по иностранным языкам изъявили желание написать 4297 абитуриентов. Самым массовым по традиции станет испытание по английскому языку - его будет сдавать 3320 человек, в то время как испанский - всего лишь 30.

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Элис Купер
17.06.2013 18:05:44
Огромное спасибо учителю английского 9-й школы Рассеко Людмиле Станиславовне за заложенные основы, которые и по сей день помогают общаться в Интернете, за рубежом или здесь с иностранцами.
English forever
17.06.2013 11:28:39
Очень приятно прочитать про 20 школу, которую закончила 7 лет назад :) Всех нынешних наворотов тогда еще не было, но были чудесные учителя-иностранцы. Особенно благодарна Светлане Прокофьевне, которая преподавала у нас английский и где-то после нашего выпуска ушла в другое место. Человек настолько вдолбил в нас инглиш, что только благодаря ей, я сдавала английский по выбору, когда он был необязательный, и потом поступала на иняз. Если спустя столько лет я совершенно комфортно чувствую себя с иностранцами, общаюсь-переписываюсь, читаю, смотрю фильмы в оригинале, значит педагог просто золотой. Поэтому я полностью поддерживаю обязательный экзамен! Без иностранных языков сейчас никуда. Ими надо владеть так же, как и русским. Поэтому мой совет всем, кто будет еще сдавать экзамен: читайте, учите, разговаривайте – в жизни пригодится!
Элис Купер
14.06.2013 19:18:07
Мне кажется, что нестыковки никакой нет. Тесты тестами, они определяют общее знание предмета. Если у абитуриента есть проблемы с произношением - на первом курсе это поправят. Да и идея в том, чтобы в школах больше внимания обращали на разговорный иностранный. Идея в любом соучае правильная, поддерживаю. Ну и наверное на то он и первый год, чтобы перекосы затем исправить. Хотя я не вижу особых проблем.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!